Евгений Фёдоров
заместитель начальника отдела организации труда в локомотивном комплексе Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»
Все по местам
Нормирование труда обеспечивает его эффективность
Локомотивное хозяйство ОАО «РЖД» включает в себя тяговый подвижной состав, здания депо и мастерских, пункты технического осмотра. Для обеспечения бесперебойной доставки грузов и пассажиров важны все составляющие, в том числе надлежащая эксплуатация и своевременный ремонт устройств безопасности, средств радиосвязи и навигационно-связного оборудования. Повышение надёжности работы оборудования в условиях реформирования локомотивного хозяйства является главной задачей Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» (ЦТР).
На сегодняшний день локомотивный парк ОАО «РЖД» оснащён более чем 40 тыс. комплектов современных систем. Это в первую очередь комплексные локомотивные устройства безопасности движения, безопасные локомотивные объединённые комплексы, комплексы средств сбора и регистрации контролируемых параметров движения локомотивов, телемеханические системы контроля бодрствования машиниста.
При этом постоянно идёт обновление устройств безопасности, внедряются новые системы контроля бдительности машиниста, системы автоведения и ресурсосбережения. Для решения этой задачи ЦТР необходим персонал разной квалификации.
Чтобы новая техника внедрялась своевременно и работала бесперебойно, с одной стороны, необходимы сотрудники для проведения технического обслуживания и текущего ремонта основных и дополнительных устройств и систем безопасности, систем автоведения, систем ресурсосбережения, навигационно-связного оборудования, средств радиосвязи. С другой – нужны специалисты, способные проводить анализ работы локомотивных устройств, разрабатывать мероприятия, направленные на снижение количества отказов, технологических нарушений и сбоев в работе, обновлять электронные карты и программное обеспечение, организовывать работы по проектированию и внедрению технологических процессов технического обслуживания и ремонта.
И если ранее нормирование численности осуществлялось только в отношении рабочих, то теперь впервые в дирекции осуществлён учёт специалистов.
Для этого Центром организации труда и проектирования экономических нормативов для Дирекции по ремонту тягового подвижного состава разработан единый нормативный документ, в котором установлен пошаговый порядок определения нормативной численности производственных участков, с полным включением всех должностей и профессий. Проведена совместная кропотливая работа по систематизации выполняемых работ с учётом организационно-технических условий, проанализированы трудозатраты более 500 работников на 85 производственных участках, и в результате определён перечень основных работ специалистов производственных участков (технолог, инженер, техник и инженер по метрологии) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами ОАО «РЖД».
Определены трудозатраты по элементам выполняемых работ, на основании которых рассчитаны нормативные величины, учитывающие специфику работы каждого специалиста производственного участка. Взяты во внимание все особенности территориальной удалённости участков производства и условия организации работ, предусмотрена возможность перераспределения численности с учётом объёма работы. Разработанная методика расчёта численности работников производственных участков дирекций по ремонту тягового подвижного состава охватила нормами труда около 6000 человек.
Выход документа позволил систематизировать и оптимизировать трудовые процессы на производственных участках ЦТР, исключив непроизводительные потери и дублирование трудовых функций. Благодаря этому удалось повысить эффективность технического обслуживания и ремонта устройств безопасности, средств радиосвязи и навигационно-связного оборудования и, как следствие, надёжность их эксплуатации.