В ОАО «РЖД» принята и реализуется Программа развития человеческого капитала, рассчитанная до 2025 года. Цель документа – обеспечение компании квалифицированным персоналом за счёт создания условий для повышения его эффективности в работе и вовлечённости в решение корпоративных задач. Чтобы достичь результата, необходимо в том числе разрабатывать новые и актуализовать действующие профессиональные стандарты. Хочу кратко остановиться лишь на некоторых итогах работы специалистов Центра организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) в этом направлении.
Напомню, на сегодняшний день приказами Минтруда России утверждено 96 профстандартов в области железнодорожного транспорта и применяются более 190 профстандартов, относящихся к межотраслевым видам деятельности.
Однако с развитием техники и технологий требуется постоянная актуализация профессиональных стандартов.
Например, профстандарт «Работник по техническому обслуживанию, ремонту и монтажу контактной сети и воздушных линий электропередачи» дополнен описанием трудовых действий, умений и знаний по техническому обслуживанию и ремонту контактной сети и линий электропередачи на участках с высокоскоростным движением. Изменения в профстандарт необходимы для последующей подготовки квалифицированных кадров в области содержания инфраструктуры высокоскоростного сообщения в соответствии с Программой организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ.
При актуализации профессионального стандарта «Инспектор по контролю за техническим содержанием зданий и сооружений железнодорожного транспорта» учтено, что сейчас часть работ выполняется в автоматизированной системе с использованием прикладного программного обеспечения. Наряду с основными и специальными знаниями инспектор по контролю за техническим содержанием зданий и сооружений должен обладать специфическими знаниями. Например, знать правила пользования прикладным программным обеспечением, устройство беспилотного летательного аппарата, уметь управлять им и знать правила применения.
Профстандарт «Работник восстановительного поезда» также был актуализирован в связи с использованием в работе беспилотных воздушных судов и мобильного комплекса спутниковой видео-конференц-связи. Наряду с основными и специальными знаниями работник должен знать порядок работы с программным обеспечением, порядок обработки и использования данных, полученных с места события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Новые профессии
В соответствии с дорожной картой по созданию новых профессий и должностей в ОАО «РЖД» до 2025 года мы ежегодно разрабатываем и актуализируем профстандарты для новых профессий и должностей, а также роботизируемых или автоматизируемых рабочих мест и автоматизированного подвижного состава.
На сегодня разработано и актуализировано 16 профстандартов для новых профессий и должностей. Для примера. Новая профессия «составитель поездов (универсал)». В соответствии с новой технологией, успешно применяемой за рубежом, составитель поездов (универсал) выполняет маневровую, грузовую и коммерческую работу, технический и коммерческий осмотры железнодорожного подвижного состава на железнодорожных станциях и путях необщего пользования, а также вспомогательные работы по управлению локомотивом.
В связи с развитием информационных технологий и внедрением на железнодорожных станциях автоматизированных информационных систем и электронного документооборота возникла потребность в новой унифицированной должности «оператор информационных систем железнодорожной станции». Эта должность со временем будет являться ключевой в производственном процессе обработки информации на поезда и вагоны и сможет применяться на всех железнодорожных станциях, что определяет её перспективность.
Новая профессия «оператор по дистанционному управлению системами обеспечения железнодорожного вокзала» возникла на основе развития концепции «Умный железнодорожный вокзал». Это комплекс систем, позволяющих максимально увеличить эффективность функционирования инфраструктуры и технических средств вокзала, при котором все технические, технологические и организационные процессы реализуются при минимальном участии человека.
Планы на следующий год
В 2023 году планируется продолжить актуализацию профстандартов. Приведу лишь несколько примеров. Так, профстандарт «Работник по техническому обслуживанию и ремонту объектов железнодорожной электросвязи» будет дополнен умениями и знаниями в области квантовых коммуникаций и необходимыми при использовании беспилотных воздушных судов.
Профстандарт «Специалист по надзору и контролю за соблюдением норм содержания объектов железнодорожной инфраструктуры» будет дополнен трудовыми функциями по надзору и контролю за соблюдением норм содержания железнодорожных мостов, а также использованию беспилотных воздушных судов.
Кроме этого планируется разработать и актуализировать профстандарты для таких профессий и должностей, как «начальник транспортно-пересадочного пункта», «дежурный транспортно-пересадочного пункта», «специалист по маркетинговым коммуникациям», «техник», «технолог», «главный технолог», «механик», «главный механик», «начальник тормозоиспытательного вагона», «аккумуляторщик».