В ОАО «РЖД» сохраняется тенденция к росту производительности труда. За счёт чего достигается эффект, «Пульту управления» рассказал начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» (ЦЗТ) Владимир Никитин.
– Владимир Николаевич, как в компании решаются задачи по повышению производительности труда?
– На сегодняшний день железнодорожная отрасль сохраняет статус одной из важнейших и ключевых в нашей стране. Холдинг «Российские железные дороги» – это более 5,5% вклада в ВВП и 46% доли в грузообороте транспортной системы России. Компания является мировым лидером по безопасности движения, энергоэффективности и защите окружающей среды. В основе этого лежат планомерное развитие сети железных дорог и непрерывное совершенствование процессов при рациональном расходовании ресурсов.
Для равномерного повышения производительности труда в компании разрабатываются, актуализируются на постоянной основе технологические и организационные мероприятия, которые являются основой программы повышения производительности труда.
– О каких результатах программы повышения производительности труда можно говорить на сегодняшний день?
– Несмотря на пандемийный 2020 год, когда объём перевозок в стране упал на 8,8% (пассажирооборот + грузооборот), производительность труда в ОАО «РЖД» просела только на 2,1%, а в итоге за три года (2019–2022 годы) выросла на 5,6%. Это стало возможным благодаря реализации мероприятий программы по повышению производительности труда.
Одновременно с этим компания планомерно занимается развитием бережливой производственной системы, которая также позволяет повышать эффективность работы ОАО «РЖД». Так, за последние семь лет эффект только от бережливого производства составил около 11 млрд руб.
В то же время можно отметить, что ранее существовал перевес в сторону экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов. Сейчас мы ориентируемся на повышение эффективности использования трудовых ресурсов. В этой связи мы изучаем лучшие практики по повышению компетенций и развитию наших сотрудников в этой области.
– РЖД сотрудничают с оператором нацпроекта «Производительность труда» – Федеральным центром компетенций (ФЦК). Как осуществляется взаимодействие?
– В 2021 году в соответствии с федеральным проектом «Системные меры по повышению производительности» образован корпоративный отраслевой центр компетенций – Управление организации проектной деятельности в сфере производительности труда в составе ЦЗТ. В том же году между ОАО «РЖД» и АНО «ФЦК» подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого оказывается методическая поддержка и реализуются совместные проекты по повышению производительности труда.
– Какие функции выполняет отраслевой центр компетенций?
– Две ключевые функции – внутренняя и внешняя. Первая заключается в повышении производительности труда и эффективности процессов внутри компании, в том числе на стыке взаимодействия нескольких хозяйств.
Вторая, с учётом наших масштабов и специфики транспортной отрасли, выражается в том, что мы выступаем для наших грузоотправителей, партнёров и поставщиков проводником изменений в части повышения эффективности за счёт применения инструментов бережливого производства, теории ограничений, реинжиниринга бизнес-процессов, снижения затрат и издержек, сокращения потерь и так далее.
– Какие проекты уже реализованы с ФЦК?
– Одним из примеров эффективного взаимодействия с ФЦК является реализация проекта по повышению производительности труда на линии ремонта тепловозов Уссурийского локомотиворемонтного завода, где были достигнуты следующие результаты: время протекания процесса снизилось на 22%, выработка возросла на 11%, а незавершённое производство сократилось на 27%.
Сейчас мы реализуем проект на Московском локомотиворемонтном заводе. Предварительные цели, которые мы ставим перед собой, – снизить время протекания процесса на 40%, увеличить выработку на 25%, сократить незавершённое производство на 15%.
– Кто участвует в реализации проектов со стороны ОАО «РЖД»?
– Работники нашего отраслевого центра компетенций являются непосредственными участниками пилотных проектов на предприятиях, начиная с этапа открытия проекта и заканчивая контролем реализации плана мероприятий после завершения проекта.
Соответственно, одной из важнейших задач является подготовка высококвалифицированных экспертов, которые соединят опыт работы в специфичной транспортной отрасли и методики ФЦК. Полученные теоретические и практические знания эксперты будут транслировать на всю сеть железных дорог, а также нашим партнёрам и клиентам.
Сейчас мы адаптируем методики повышения эффективности ФЦК и инструменты обучения под транспортную отрасль, занимаемся разработкой собственной методологии.
– Насколько успешно?
– Наиболее ярким примером считаю создание собственной фабрики процессов. Поясню, как это работает: имитируется полный цикл технологических операций, начиная от прибытия поезда на станцию до момента его отправления. Используется не условный, а реальный график движения поездов. В полном соответствии с действующими нормами Правил технической эксплуатации моделируется смена локомотивов и локомотивных бригад, а также техническое обслуживание подвижного состава. Для каждого поезда определён свой перечень технологических операций, для осуществления которых задействуется соответствующий персонал.
Самое главное, что мы «зашили» в нашу фабрику процессов все потери транспортной отрасли, классифицировав их в соответствии с классическими потерями бережливого производства.
Учитывая, что созданная фабрика процессов базируется на единой технологии перевозок и Правилах технической эксплуатации железных дорог, она охватывает функционал практически всех подразделений ОАО «РЖД» и имеет возможность адаптироваться под требования заказчика. Это позволяет в перспективе тиражировать её применение и вовлечь в процесс совершенствования производственных процессов работников различных профессий и должностей, в том числе наших партнёров.
Беседовал Виталий Маслюк