Горьковская железная дорога совместно с Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) в сентябре провела первую научно-практическую конференцию «Путь от крупнейшей ярмарки империи до узловой магистрали глобальных транспортных коридоров». Она стала центральным событием празднования 160-летия Горьковской магистрали.
Организаторы конференции поставили перед собой цель вовлечь представителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бизнес-партнёров и научное сообщество в обсуждение вопросов инновационного развития одной из старейших железнодорожных артерий страны, побудить коллектив магистрали на решение амбициозной задачи по формированию, совместно со смежными железными дорогами, транспортно-логистического кластера на полигоне ГЖД.
Основу Горьковской железной дороги составила Московско-Нижегородская магистраль, созданная в 1862 году выпускниками первого инженерного транспортного высшего учебного заведения России (ныне ПГУПС) для транспортного обслуживания крупнейшей ярмарки Российской империи, ставшей прообразом первого отечественного транспортно-логистического хаба.
Сегодня магистраль – ключевой элемент глобальных транспортных коридоров, требующий поступательного развития с применением новейших научных разработок и инноваций. В рамках конференции были организованы панельные дискуссии по темам грузовых перевозок и развития инфраструктуры железной дороги, а также пассажирских перевозок и новых возможностей для туризма. Спикерами и экспертами выступили руководители подразделений холдинга «РЖД» и представители органов власти, ведущих транспортных университетов, проектных организаций и коммерческих компаний Северо-Западного, Приволжского и Центрального федеральных округов.
Открывая пленарное заседание, сопредседатель оргкомитета, начальник Горьковской магистрали Сергей Дорофеевский отметил, что одной из основных тем выступлений на конференции должно стать импортозамещение – переход на новый отечественный подвижной состав и системы управления, созданные по отечественным технологиям и на российском ПО.
В своём приветственном слове депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Анатолий Лесун подчеркнул, что Нижегородская область становится передовым транспортным узлом, где открывается много возможностей для организации мультимодальных маршрутов с использованием в пассажирских и грузовых перевозках не только железнодорожного, но и речного транспорта.
В последние годы наиболее масштабным проектом в транспортной сфере Поволжья стало строительство трассы М12, которое выступает раздражителем и стимулятором развития железнодорожного сообщения, формируя синергетический эффект развития системы путей сообщения региона и давая дополнительный импульс для расширения внутреннего туризма и использования железных дорог в качестве городского транспорта.
Поддержал коллег заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян, который отметил, что Горьковская магистраль была, есть и будет становым хребтом транспортной системы, драйвером развития промышленности и экономики области.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов обратил внимание участников конференции на необходимость системной работы с потребителями транспортных услуг в части оперативности получения обратной связи от них по качеству и эффективности железнодорожных перевозок. Он подчеркнул, что задача сегодняшнего дня – строить работу на опережение запросов бизнеса и туристической сферы, предлагать готовые транспортные продукты, отвечающие самым высоким требованиям.
Ректор ПГУПСа Александр Панычев, сопредседатель оргкомитета конференции, предложил сделать её регулярной. По его словам, постоянный контакт всех участников транспортного рынка – гарантия устойчивого развития как железной дороги, так и связанных с ней субъектов Российской Федерации.
В выступлениях руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД», крупнейших грузоперевозчиков, таких как ПАО «Уралкалий» и ООО «УК «Евроцемент груп», ведущих университетов, IT-компаний и проектных институтов – ПГУПСа, АО «Digital design», АО «ИЭРТ», АО «НИИАС», АО «Стройпроект» – звучали конкретные предложения по увеличению объёмов перевозок, развитию транспортной инфраструктуры городов-миллионников Поволжья, глобальному внедрению цифровых технологий на транспорте и прорывным технологиям в области систем автоматизации управления и регулирования движения поездов.
Министр туризма и промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев рассказал участникам конференции о проекте «От рассвета до заката», объединяющем Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург. «Достаточно проехать по этому уникальному туристическому маршруту, чтобы понять, что такое Россия в целом», – сказал он. Партнёром организации перевозок по этому маршруту стала Горьковская магистраль.
Среди почётных гостей мероприятия были начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов, начальник Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Валерий Танаев, министры транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Удмуртской Республики Фарит Ханифов и Алексей Горбачёв, министр транспорта Кировской области Юрий Логинов и многие другие.
Конференция подтвердила состоятельность и перспективность формирования подобной площадки для взаимодействия власти, бизнеса и науки по вопросам устойчивого развитии регионов на базе ключевых железных дорог сети ОАО «РЖД». Её основным итогом стало подписание целого ряда документов о сотрудничестве:
– Соглашения между ПГУПСом и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан;
– Соглашения между Горьковской железной дорогой и Министерством туризма и промыслов Нижегородской области;
– Плана совместной работы ГЖД и ПГУПСа до 2025 года.
Решение поднятых на конференции вопросов станет основой будущего развития Горьковской магистрали как полигона для реализации инновационных проектов с последующим тиражированием на всю сеть железных дорог России.
В ходе конференции были выработаны конкретные практические решения и рекомендации, которые в ближайшее время лягут в основу инвестиционных проектов для реализации их на Горьковской железной дороге: создание новых терминально-логистических центров и новых железнодорожных линий, реализация мероприятий по увеличению пропускной и провозной способности магистрали, организация новых туристических маршрутов между регионами Поволжья, Центрального района и Северо-Запада России и многие другие.