Перераспределение потоков

Перераспределение потоков

Российская продукция пользуется спросом на рынках Азии
В течение 2022 года транспортному рынку пришлось динамично реагировать на вызовы в сфере логистики, экспорта и импорта и искать альтернативы привычным маршрутам. Грузоотправители открывают для себя новые рынки, и в случае российских компаний клиентами становятся потребители в странах Азии. Основным трендом прошедших месяцев стал переток грузов с западного на восточное направление.


Экспорт ищет выход

«Уголь старается перейти на Восток, но удаётся это скорее якутскому углю и прочим углям, которые физически находятся ближе», – привёл пример генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.

«Санкционная политика европейских и англосаксонских стран привела к простому эффекту. Количество добываемых, количество производимых грузов и товаров в мире конечно. Условно говоря, за завтрашний день или за следующий год нельзя увеличить выпуск нефти на 10%, угля на 20%, а леса на 30%», – пояснил эксперт.

Он напомнил о том, что европейские страны перестали покупать, например, российские нефть, уголь и удобрения и получают эту продукцию на других рынках. «С точки зрения угля – это Колумбия, Южная Америка. С точки зрения удобрений – это Израиль, Марокко, США и Канада. С точки зрения леса – это Канада и Бразилия», – рассказал Алексей Безбородов.

В итоге страны, которые ранее приобретали товары у перечисленных государств, начинают закупать российскую продукцию. Ранее президент национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечал и то, что экспортно ориентированные предприятия в марте-апреле стали искать клиентов и рынок сбыта продукции внутри страны. Потребовалось время на поиск новых партнёров, подписание договоров и строительство новых логистических цепочек, и сейчас компании приступают к опытным поставкам. Это объясняет статистику, которую ранее опубликовало ОАО «РЖД»: за первые девять месяцев текущего года погрузка на сети железных дорог составила 921,2 млн тонн, что на 3,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, при этом внутрироссийская погрузка за этот период увеличилась на 1,8%. Как рассказывал заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, в сентябре во внутрироссийском сообщении наблюдался рост перевозки грузов всех тарифных классов.

Алексей Безбородов подчеркнул, что в нынешних условиях особенно важны меры, которые ОАО «РЖД» принимает для балансировки грузопотоков, особенно учитывая растущие объёмы перевозки контейнеров.

В январе – сентябре 2022 года по сети ОАО «РЖД» во внутреннем сообщении перевезено 1 млн 878 тыс. гружёных и порожних контейнеров ДФЭ (TEU). Во всех видах сообщения, включая экспорт, импорт и транзит, за это же время отправили 4,8 млн TEU (+0,5%). Как говорилось в сообщении компании, наибольшими темпами растут отправки удобрений (в 2,4 раза), строительных грузов (+20%), продовольственных товаров (+27,8%), зерна (в 1,4 раза), рыбной продукции (в 1,4 раза).


«Ящики» стремятся в Азию

Транспортировка контейнеров в последние месяцы также демонстрирует рост в направлении портов Дальнего Востока. Рост экспортных перевозок грузов в контейнерах в направлении морских портов Дальневосточного бассейна с начала года составил 36,2%, ранее сообщало ОАО «РЖД».

«Фиксируем рост экспорта неугольных грузов в направлении морских портов Дальневосточного бассейна. С начала года он составил 5,3%, в том числе чёрных металлов – на 12,8%, грузов в контейнерах – на 36,2%», – отмечал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

«Фактически на Восточном полигоне сейчас произошло определённое замещение угля экспортом грузов высокого передела, для которых закрыты западные рынки и не имеющих логистической альтернативы», – подчёркивал он.

«Главный тренд в контейнерной логистике – это переток грузов с запада на восток. То есть те грузы, которые раньше перегружались в портах Северо-Западного региона, сейчас обрабатываются на Дальнем Востоке для дальнейшей доставки в страны Азии», – рассказал «Пульту управления» директор по стратегии и развитию Транспортной группы FESCO Максим Шишков.

Он подтвердил, что компания разрабатывает новые маршруты вслед за изменением спроса со стороны клиентов. В мае FESCO запустила первую в России прямую морскую линию из Владивостокского морского торгового порта в порты Вьетнама. Она загружена на 100%, и спрос превышает предложение, поэтому группа поставила на линию второе судно.
«Также расширяем географию работы сервисов через Чёрное море – наши морские линии свяжут Россию (Новороссийск) с юго-восточной Турцией, Египтом, Индией и Китаем. В наших планах постановка маршрутов в Индонезию, Малайзию и Бангладеш, поскольку в этих странах достаточно большой объём производства. В целом экономика импорта-экспорта перемещается на Восток, и мы стараемся предложить нашим клиентам максимальное количество маршрутов», – резюмировал топ-менеджер.

Представитель Группы компаний «Дело», в свою очередь, рассказал «Пульту управления», что с марта активы группы открыли порядка 25 новых регулярных сервисов международного и внутрироссийского направлений. «Международные охватили Китай, Турцию, Индию, Вьетнам, страны Юго-Восточной Азии. Практически все они совместно обслуживаются компаниями, входящими в группу, из-за чего достигается существенный синергетический эффект», – подчеркнул он.

ОАО «РЖД» прилагает максимальные усилия для того, чтобы оптимизировать взаимодействие холдинга со стивидорами. С учётом роста спроса на отправки в восточном направлении холдинг предложил своим коллегам совместно повышать качество планирования работы, в том числе использовать цифровые системы ОАО «РЖД», чтобы операторы морских терминалов участвовали в планировании и управлении подводом вагонопотоков, следующих в их адрес от регионов погрузки.

Кроме того, холдинг предлагал перепрофилировать свободные мощности. Порты, долгие годы специализировавшиеся на вывозе твёрдого топлива, могут найти резервы и перегружать руду, металлы, контейнеры, отмечали в ОАО «РЖД». Удовлетворить спрос на отправку грузов позволит и новое технологическое решение – для вывоза импортных контейнеров задействованы выгруженные в порту полувагоны.

Ранее «Уголь-транс» совместно с компанией «Логопер» организовали отправку первого гружёного состава контейнеров в полувагонах со станции Находка (Дальневосточная дорога) на станцию Электроугли (Московская магистраль).

Маршрут первого поезда в составе 57 вагонов с универсальными крупнотоннажными контейнерами проходит через станцию Аппаратная (Свердловская дорога). На ней контейнеры перегружаются на фитинговые платформы и направляются до конечной точки – станции Электроугли. Технология не исключает использования для таких перевозок и инновационных полувагонов. Решение позволит оптимизировать использование мощностей Восточного полигона.

В ОАО «РЖД» подчёркивали и важность разделения ответственности между участниками перевозочного процесса. Обязывающие договоры по принципу «вези или плати» застрахуют от сверхнормативного предъявления грузов и последующего их простоя на подходах к морским гаваням, отмечали в холдинге.

Стоит отметить, что спросом на данный момент пользуются и порты Юга России, в частности погрузка угля. За 9 месяцев на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна отправили 26 млн тонн угля, что на 24,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Позитивную динамику также обеспечивает и экспорт удобрений. Отмечен рост на 1,5%, до 3 млн тонн.

Всего в адрес портов Юга России в январе – сентябре 2022 года погружено 68 млн тонн, что на 0,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Основное падение отправок наблюдается на Северо-Западе в связи с изменением основных рынков сбыта продукции.


В состоянии баланса

Участники транспортного рынка сходятся во мнении, что на данный момент ситуация с вагонным и контейнерным парками выглядит оптимистично, несмотря на опасения начала года.
«В марте – мае такая потенциальная проблема (дефицита контейнеров. – Ред.) действительно была. Крупнейшие морские линии прекратили работу с Россией, но они не просто прекратили судозаходы в российские порты и реализацию перевозки российских грузов, они массово вывозят контейнеры своей собственности с территории России. Это 300 тыс. TEU из 750 тыс., которые обеспечивали перевозку в России на конец 2021 года, то есть практически 30–40%», – напомнил представитель Группы компаний «Дело».

Евразийской комиссией при поддержке Правительства РФ приняты необходимые меры господдержки, в частности обнуление таможенных пошлин на ввоз контейнеров и субсидирование процентной ставки на их приобретение, продолжил он. Как результат, российские компании в этом году приобретут около 100–120 тыс. TEU. Китайские компании, которые массово отгружают контейнеры в Россию, – примерно 150 тыс. TEU. В связи с этим дефицита контейнеров в ближайшие 6–12 месяцев не ожидается.
«Что касается контейнерного оборудования, то сейчас мы видим баланс контейнеров, в том числе благодаря тому, что правительство довольно оперативно разрешило использовать контейнеры уходящих компаний в пределах их срока нахождения на территории России, и за это время мы и наши коллеги занялись не только покупкой нового оборудования, но и его замещением», – согласился Максим Шишков.

Общее количество контейнеров Группы FESCO уже достигло 110 тыс. TEU, и до конца года будет сформирован парк порядка 130 тыс. TEU.
«Это в целом закроет все наши потребности. Кроме того, мы наращиваем парк рефрижераторных контейнеров. В этом году уже увеличили парк дочерней компании «Дальрефтранс», оперирующей рефрижераторными контейнерами, примерно на 30%, до 7 тыс. TEU», – уточнил топ-менеджер.

Сбалансированной выглядит и ситуация с вагонным парком российских операторов, продолжил Алексей Безбородов. Спрос на разные виды подвижного состава, по сути, не отличается от того, что наблюдалось в начале года. Массовые закупки вагонов, которые компании осуществляли в 2019–2021 годах, позволяют избежать дефицита. На рынке полувагонов по-прежнему наблюдается избыток.

Мария Бородаевская


Освоить пространство для манёвра

Маршруты и сервисы, открытые в текущем году

Рубрики: Перевозки
Ускорить движение

Роль инновационных составов в перевозках на Дальнем Востоке

Рубрики: Перевозки
По осени считают

Законодатели вернутся к рассмотрению схемы «вези или плати»

Рубрики: Перевозки
Турбулентность рынков

Железнодорожные грузоперевозки под прессом экономической нестабильности

Рубрики: Перевозки
Остановка у платформы

Работать надо не над увеличением парка, а над лимитирующими направлениями

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru