Во время Всероссийской недели охраны труда – 2022, которая проходила с 27 по 30 сентября в Сочи, состоялась сессия «Геймификация охраны труда: лучшие игровые решения». Представители крупных компаний и специалисты в области охраны труда поделились опытом и рассказали о настольных играх, квестах, виртуальной реальности и тренажёрах, которые помогают в обучении специалистов по охране труда и работников безопасности на производстве.
По словам руководителя Safety Games 360 Елены Козинец, преимущество игровых решений в том, что они включают эмоции. «Когда человек проходит обучение в эмоциональном режиме, он запоминает гораздо лучше и эффективнее и, соответственно, быстрее вспоминает, когда возникает какая-то нештатная ситуация, которая уже была прожита. Также игровые решения дают уникальную возможность поиграть не от себя, а от персонажа – в результате ошибки воспринимаются гораздо легче. Игровые решения дают возможность легко погружаться в сложную тему», – отметила она.
Опытом использования настольных игр в обучении поделился директор ЧОУ ДПО «Учебный центр «Охрана труда» Андрей Воротников. Он рассказал, что, как правило, работники ожидают скучных лекций по охране труда, вследствие этого у них нет мотивации к обучению. «Задача обучения – поменять отношение человека к охране труда. Нужно его воодушевить развитием культуры безопасности у себя на предприятии», – подчеркнул он.
Андрей Воротников рассказал об использовании настольной игры «Матрица спасения» Елены Козинец. Это игра направлена на приобретение и повышение уровня знаний, умений и навыков оказания первой помощи. Она представляет собой карточки-задания по самым распространённым видам травм и критическим состояниям. К каждой карточке-заданию прилагаются карточки со структурированным описанием и рисунками оказания первой помощи. Игра подразумевает раскладку карточек по конкретной теме по определённым правилам, а также отработку практических навыков.
Победителем считается та команда, которая смогла спасти наибольшее количество пострадавших. «Обычно как проходит практика по оказанию первой помощи? Есть манекен, и непосредственно участвуют два-три человека. Игра же позволяет задействовать всех», – отметил Андрей Воротников.
По его словам, при использовании игровых технологий в обучении нужно учитывать, что второй раз игра уже не так интересна. «Также мы столкнулись с позицией: игры – это для детей. Однако после мероприятия мы получаем только положительные отзывы. Слушатели получают новые впечатления, повышается мотивация к соблюдению требований охраны труда», – подытожил он.
Айгуль Галлямова, руководитель программ по развитию семейств специальностей Департамента по внедрению системы управления операционной деятельностью и производственной безопасности Блока разведки и добычи ПАО «Газпром нефть», поделилась опытом проведения квеста под названием «Код безопасности». «Мы используем этот квест уже в течение пяти лет, но меняем кейсы. Участники изучают реальные случаи, произошедшие в компании», – рассказала Айгуль Галлямова.
Цель этой деловой игры – закрепить у участников последовательность действий по стандарту расследования происшествий, научить правильно и тщательно собирать информацию и доказательную базу, а также научить правильно выстраивать беседу при сборе информации. Игра также развивает эмпатию.
«У нас в компании есть стандарт по расследованию происшествия, и для потенциальных членов комиссии проводится обучение. Оно проходит в течение двух дней. Первый день – это проработка теории, и второй день – квест», – отметила Айгуль Галлямова. Квест состоит из пяти этапов: оповещение и первоочередные меры; осмотр места происшествия; опрос пострадавших, свидетелей и участников; построение временной шкалы и определение критических факторов и системных причин происшествия; разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий.
«Квест длится восемь часов, участники делятся на команды и за каждое задание получают баллы. Побеждает команда, которая набирает больше всего баллов. При этом рядом находится тренер, который может помочь и подсказать. Так как участники изучают реальные случаи, то коллегам очень полезно потом сравнить свои результаты с результатами расследования», – отметила Айгуль Галлямова.
Также в ПАО «Газпром нефть» проводится конкурс «Сезон охоты за опасностями». Он рассчитан на четыре месяца. Его задача сфокусировать внимание работников на выявлении и устранении опасных действий и условий, являющихся предпосылками серьёзных происшествий. Свои наблюдения работники фиксируют в специальном корпоративном мобильном приложении «Сканер». «Определяется фокус внимания по категории опасности. Например, в мае у нас была «охота» по категории «высота», в июне – по категории «движение», в июле – «электричество и давление». Авторы лучших карт наблюдений получают благодарственные письма, памятные подарки», – рассказала Айгуль Галлямова.
Используют мобильное приложение для снижения производственного травматизма и в компании «ЕВРАЗ». «В 2019 году в нашей компании начался масштабный проект – мы начали внедрение риск-управления. Риски – это различные ситуации и места, где работники могут получить травмы, например поскользнуться, удариться, упасть. Риск получить травму от незакреплённых, неограждённых, повреждённых предметов и механизмов, есть риск и от захламления, беспорядка на территории и рабочих местах. Прежний подход к охране труда – это реакция на уже случившиеся происшествия и недопущение их повторения. Новый подход – научить работников видеть потенциально опасные ситуации. Предупреждение происшествия до получения травм», – рассказала директор Дирекции по развитию охраны труда и промышленной безопасности компании «ЕВРАЗ» Яна Репринцева. Для выявления рисков было создано мобильное приложение «Охота на риски». Основные его функции – регистрация рисков с использованием личного телефона с фиксацией фото и видео места и категории, оформление отказа от небезопасной работы, выполнение заданий в рамках отдельных «сезонов охоты», получение баллов и возможность обменять их на призы.
Приложение работает следующим образом: после того как работник отправил риск через мобильное приложение, он отображается в информационной системе, сообщение о нём получает риск-менеджер, ответственный за территорию. После проверки истинности риска ответственный назначает мероприятия по его устранению. По итогу риск-менеджер делает фото и прикрепляет его к соответствующему риску в информационной системе. Работник, сообщивший об опасной ситуации, получает сообщение, что риск устранён, и ему начисляются баллы.
Цель этого проекта – научить людей видеть риски, понимать, как их снизить и работать безопасно. Он решает такие задачи, как снижение производственного травматизма, изменение культуры безопасности в компании: переход от надзора и штрафов к диалогу и положительной мотивации, вовлечение работников в поиск рисков.
Виктория Гаджиева