Андрей Лисицын
начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД»
Ноль травм – это цель
Охрана труда в ОАО «РЖД»
Сохранение жизни и здоровья работников – безусловный приоритет в организации деятельности ОАО «РЖД». Компания многое делает для охраны труда и имеет по этому направлению весьма значимые результаты. Кроме того, мы знаем, на решение каких вопросов надо обратить повышенное внимание, чтобы добиться конечной цели – нулевого смертельного травматизма на производстве по вине работников ОАО «РЖД».
В холдинге сформирована и реализуется политика внедрения культуры безопасности, предполагающей осознание важности, ответственности и способности работников железнодорожного транспорта обеспечивать безопасность как главную ценность для компании и каждого сотрудника. Она включает семь направлений: охрана труда, промышленная, пожарная, экологическая, экономическая, информационная безопасность и безопасность движения.
Культуру безопасности труда мы выделяем в отдельное направление и понимаем её для себя как осознанное поведение, при котором работник выполняет все инструкции, правила и регламенты даже в тот момент, когда за ним никто не наблюдает. Основные принципы культуры безопасности труда строятся на нескольких базовых пунктах, в основе которых лежит главный постулат: все травмы могут быть предотвращены. Мы считаем, каждый руководитель обязан личным примером демонстрировать приверженность безопасности, нести прямую ответственность за построение и функционирование системы безопасности труда в коллективе, включающей обучение, оценку профессиональных рисков, оперативное устранение опасных действий и условий, расследование происшествий и причин их возникновения.
Об эффективности применяемого комплекса мер можно судить по достигнутым результатам. Ориентируясь в оценке зрелости культуры безопасности труда на всемирно признанную «кривую Бредли» (график эволюции культуры безопасности, состоящий из 4 шагов. – Ред.), можно отметить, что мы находимся между 3-м шагом – «Ноль травм – это цель!» – и 4-м – «Ноль травм – это реальность!». Из 1291 наиболее травмоопасного подразделения ОАО «РЖД» в течение последних пяти лет 92% работают без смертельного травматизма, а 64% вообще без каких-либо травм. В целом уровень травматизма в ОАО «РЖД» практически в пять раз ниже, чем в среднем на предприятиях промышленного сектора РФ. Это неплохой результат, но мы не собираемся останавливаться.
Центром бренда работодателя и развития человеческого капитала ОАО «РЖД» прошедшим летом проведено социологическое исследование в формате онлайн-опроса, в котором приняли участие более 7 тыс. человек со всех дорог, из всех филиалов. Более 86% отметили, что знают требования охраны труда, выполняют или стараются выполнять их. При этом 34,4% опрошенных заявили, что требуют выполнения требований и от тех, кто работает рядом.
По мнению наших работников, в деле охраны труда самыми важными являются следующие условия: чёткое распределение обязанностей и ответственности за безопасное производство работ; знание о конкретных опасностях и рисках для здоровья на рабочих местах и о мерах защиты от этих опасностей; личный пример руководителя в соблюдении норм и правил охраны труда, в приверженности культуре безопасности.
Более 84% оценили состояние охраны и безопасности труда в своём подразделении на «хорошо» (означающее, что вопросы безопасности и охраны труда являются одним из принципов работы в их организации, осознанно соблюдаются все правила, требования) и «отлично» (когда работодатель и работники делают для сохранения жизни и здоровья больше, чем прописано в правилах).
Но 2,5% отметили, что на их предприятии дела с этим обстоят «плохо» (когда безопасность труда волнует лишь некоторых руководителей и работников, соблюдаются лишь некоторые нормы и требования) или «очень плохо» (охрана труда никого не волнует, требований и инструкций нет). В целом наиболее проблемными вопросами работники считают качество инструментов, недостатки в организации труда и отдыха, неудовлетворённость качеством спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Это мотивирует нас к тому, чтобы продолжить работу. Мы понимаем, что надо устранить все имеющиеся недостатки, достучаться до каждого работника. Потому что несчастный случай происходит с конкретным человеком, а не просто в системе.
Хочу отметить, что вопросы обеспечения качественными СИЗ решаются в течение последних лет. Компания установила правило, в соответствии с которым обновление коллекции спецодежды должно производиться по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Таких нормативов мы не нашли ни на одном другом крупном российском предприятии.
Буквально в 2018 году вышла новая коллекция спецодежды и спецобуви, разработанная по нашим требованиям отраслевым институтом с привлечением производителей. Мы её испытали, в 2020 году доработали, в 2021 году провели пилотную эксплуатацию на дорогах Восточного полигона. Сейчас доведённая до готовности по замечаниям пользователей обновлённая коллекция распространяется на всей сети и встречает положительные отклики со стороны работников.
Мы будем продолжать продвигать ценности культуры безопасности труда, развивая лидерство руководителей в этом вопросе. И все руководители должны стать проводниками этой культуры, нести её в массы, показывая личный пример и демонстрируя приверженность соблюдению безопасных условий производства работ.
Лидеры безопасности
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,
В ОАО «РЖД» уделяют особое внимание охране труда
Рубрики: Охрана труда
Концепция охраны
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,
Человек труда – в центре внимания работодателя
Рубрики: Охрана труда
Психология безопасности
Владимир Быков, главный инженер Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД»,
Задача руководителя – подобрать оптимальный способ сохранения здоровья работников
Рубрики: Охрана труда