Актуальность. Надёжность. Своевременность
Панельная дискуссия «Развитие ОАО «РЖД» в новой геополитической реальности» состоялась в рамках крупнейшего Слёта молодёжи холдинга. В сессии приняли участие первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев и заместители генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, Дмитрий Шаханов и Алексей Шило. Поговорили о том, как в текущей ситуации изменились основные процессы компании.
Первая реакция
В условиях санкций компания быстро перестраивалась и адаптировала свои процессы под изменившуюся географию и структуру перевозок, подбирала ещё не испытанные инструменты управления.
По словам Сергея Кобзева, разорвались годами складывающиеся связи по производству различных товаров, сырья, комплектующих. Наладить поставки и возобновить системность транспортировки было необходимо в кратчайшие сроки: «Требовалось в течение очень сжатого промежутка времени не просто создать возможности, а обеспечить их ресурсом: это вагоны, локомотивы, контейнеры».
Кроме того, рассказал он, для восстановления поставок железные дороги взимодействовали с Министерством транспорта России – задействовали все логистические системы: сухопутную, морскую, авиационную.
На связи с грузоотправителями
Основные потери ожидаемо коснулись экспорта: за 9 месяцев он сократился на 11,9%. Снизилась и общая погрузка на 3,4%, составив 820 млн тонн. Положительный результат показали внутренние перевозки, которые выросли на 1,6%. По словам заместителя генерального директора – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексея Шило, такая динамика наблюдается второй год. Так, в сентябре 2022 года внутрироссийские перевозки увеличились на 4% по сравнению с показателями за первый осенний месяц 2021 года. Добиться подобных результатов удалось за счёт грамотного взаимодействия компании с клиентами. «Мы сделали достаточно неплохой инструмент обратной связи. По различным каналам все сообщения, которые поступают от наших грузоотправителей и операторов, мы аккумулируем», – отметил Алексей Шило.
С 24 февраля этого года работает круглосуточная горячая линия для поддержки грузоотправителей в условиях изменения потоков, налажена совместная работа с ситуационным центром Минтранса. Отдельный канал связи был организован для помощи предприятиям малого и среднего бизнеса. Ежемесячно специалисты компании обрабатывают порядка 20 тыс. сообщений из разных источников.
Кроме того, компания продолжает развивать сервисы дистанционной работы с клиентами и автоматизацию рабочих процессов. С марта 2022 года в режиме онлайн можно пройти аттестацию по правилам погрузки вагонов, заключить договор на их подачу и уборку в упрощённом порядке, а также удалённо согласовать схемы погрузки. Через личный кабинет клиент может использовать уже готовые эскизы, которые ранее применялись на сети ОАО «РЖД».
Ориентир на восток
В связи с санкциями Евросоюза появилась необходимость в альтернативных маршрутах, большинство экспортных цепочек было развёрнуто в восточном направлении. Благодаря работе ОАО «РЖД» с марта более 700 предприятий Центрального и Северо-Западного регионов страны впервые отправили продукцию на восток. Это, в свою очередь, позволило сохранить порядка 300 тыс. рабочих мест.
Экспорт грузов металлургического комплекса в восточном направлении вырос на 60%, а высокотехнологичной продукции в контейнерах – на 22%. Также на 9% увеличилось количество перевозок в адрес российских потребителей, в том числе в районах Крайнего Севера.
На Восточном полигоне, отметил Алексей Шило, продолжатся масштабные стройки. Там же будут внедряться все передовые технологии.
Новая реальность заставила железнодорожников обратить внимание на маршруты, которые до недавнего времени не были приоритетными. Речь идёт в первую очередь о проекте международного транспортного коридора Север – Юг протяжённостью 8 тыс. км. Сейчас по нему уже запущены регулярные рейсы в Индию через Казахстан, Туркменистан и Иран.
Вызов в сфере пассажирских перевозок
Глобальные изменения в геополитической обстановке сказались и на пассажирских перевозках. В феврале 2022 года были закрыты сразу 10 крупных аэропортов на Юге России.
«Для нас это был вызов даже больше, чем в 2020 году, когда нужно было остановить сеть практически полностью в плане пассажирских перевозок. Здесь нам буквально за несколько дней нужно было поднять всё, назначить дополнительные поезда, дополнительный персонал», – рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов.
Максимальное количество рейсов было назначено в направлении Северного Кавказа (18,5 тыс.) и Крыма (2,5 тыс.). С прошлого года первый показатель вырос на 8,8%, а второй – на 64%.
Помимо прочего компании пришлось задействовать все технические и кадровые резервы. В эксплуатацию вернули подвижной состав, который готовили к списанию. В экстренном порядке его подготовили к перевозке пассажиров, в том числе детских организованных групп, и запустили на линии. В общей сложности железнодорожники подготовили 14,4 тыс. вагонов, в которых работали 34 тыс. проводников.
Также совместно с «Аэрофлотом» компания запустила интермодальные маршруты по схеме «самолёт + поезд».
В ускоренном порядке сотрудники ОАО «РЖД» занимались развитием туристических маршрутов в формате «поезд-отель», чтобы предложить россиянам, которые больше не могли отправиться на отдых в Европу, новые варианты путешествий.
Наша марка
После того как из России ушла компания Siemens, занимающаяся сервисным обслуживанием высокоскоростных поездов, всю нагрузку взяли на себя «Российские железные дороги». В сжатые сроки была организована работа по техобслуживанию и ремонту «Сапсанов» и «Ласточек» силами холдинга.
В области импортозамещения работа ведётся по четырём направлениям: подбор аналогов, локализация производства в России, параллельный импорт, а также ремонт оборудования собственными силами.
В 2023 году ООО «Уральские локомотивы» планирует сертифицировать новый электропоезд «Ласточка». АО «Трансмашхолдинг» корректирует конструктивную документацию на пассажирские вагоны в габарите Т. Кроме того, разрабатываются пассажирские вагоны с конструкторской скоростью 200 км/ч двух- и одноэтажных поездов типа Push-Pull.
Поддержка команды
Для своевременного выявления и решения злободневных вопросов в ОАО «РЖД» используют социологические исследования. Последние результаты показали, что больше всего молодых сотрудников волнуют рост цен на товары и услуги, инфляция, снижение уровня дохода и состояние дел в компании.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов назвал меры поддержки, которые были предложены компанией в этом году. Во-первых, в течение года в ОАО «РЖД» трижды проиндексировали заработную плату сверх Коллективного договора. Во-вторых, было принято решение о приостановке всех оптимизационных мероприятий. В-третьих, удалось сохранить весь пакет льгот, гарантий и компенсаций.
Особый упор в компании делают на усовершенствование условий работы: внедряют новые цифровые сервисы, развивают корпоративное обучение, расширяют пакет привилегий, предоставляют инструменты для карьерного продвижения и самореализации.
Сервисным порталом пользуются ежедневно 200 тыс. железнодорожников. Нынешняя конфигурация системы состоит из более чем 50 функциональных блоков.
Последний из них – «Коммуникация и опросы» – включает приёмную для прямого диалога начальник – подчинённый. Что интересно, если сотрудник не получит ответ руководителя или останется не удовлетворён им, вопрос автоматически переадресуется на ступень выше.
Вторая группа связана с предложением инициатив с участием в общекорпоративных и образовательных мероприятиях. Например, возможность самовыдвижения на Слёт молодёжи была организована именно через этот раздел.
С 1 июля также запущен документооборот в электронном виде, доступный для работы с 45 формами заявлений. К марту 2023 года в компании планируют максимально цифровизировать этот процесс.
Сейчас каждому сотруднику доступно свыше 700 курсов, не менее 400 тыс. железнодорожников занимаются по новому проекту «Час знаний». Часть курсов в системе СБО стала обязательной. Для всех желающих открыт также проект «Знания.Live», на базе которого преподаватели АНО ДПО «Корпоративный университет» еженедельно проводят вебинары в режиме онлайн.
Виктория Елетина
Майя Мусиенко