Академия «Высшая инженерная школа» Российского университета транспорта (МИИТ) в конце августа отметила год с начала своей работы. За это время учебному заведению удалось наладить связи с ведущими транспортными компаниями, а студентам – реализовать несколько проектов, направленных на развитие отрасли. Какие ещё результаты достигнуты и есть ли планы по развитию ВИШ, «Пульту управления» рассказал директор академии Олег Покусаев.
– Олег Николаевич, в чём особенность работы Высшей инженерной школы? Удалось ли за год достичь поставленных целей?
– Высшая инженерная школа – это современное учебное заведение, реализующее новые образовательные форматы. Все программы обучения сочетают три актуальные предметные области: агломерации, транспорт и цифровые технологии. Образовательный процесс выстраивается с опорой на интеграцию в деятельность компаний-партнёров и R&D-центров (центров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) университета.
Конструкция каждой образовательной программы основана на принципе перевёрнутого учебного плана, когда в первый год студент получает именно то, за чем он пришёл в вуз, – базовые знания и навыки по выбранной специальности, а во второй и третий год обучения начинает совмещать работу в партнёрской компании и изучение общих развивающих дисциплин. Центральным элементом обучения является проектная деятельность студентов. С первого курса ребята работают над реальными практическими задачами от компаний – партнёров академии.
Мы продуктивно отработали первый год. Для каждой образовательной программы сформировывали пул компаний-партнёров, которые не просто ставят задачи по решению прикладных проектных кейсов, но и вовлечены в учебный процесс, помогая тем самым актуализировать содержание образовательной программы. Именно такой образовательный формат позволяет готовить высококвалифицированные кадры и укрепляет сотрудничество с будущими работодателями наших выпускников.
– Сколько слушателей приняла академия за первый год работы? Какие специальности оказались самыми востребованными?
– В первый год к нам поступили 168 студентов. Самым востребованным было и остаётся направление «IT-сервисы и технологии обработки данных на транспорте». Отмечу, что все реализуемые программы ВИШ популярны, многие из них впервые реализуются в транспортном вузе, например «Промышленный и транспортный дизайн», «Транспортные системы агломераций».
В этом году у нас будет первый выпуск по магистерской программе «Транспортные системы агломераций». Темы диссертационных исследований определены предметной областью образовательной программы. В настоящий момент в работе находятся следующие темы: «Совершенствование организации дорожного движения на участке улично-дорожной сети города (магистрали, улицы, крупный транспортный узел)», «Моделирование процессов дорожного движения и совершенствование методов управления транспортными потоками», «Разработка новых пользовательских сервисов в транспортном комплексе», «Обоснование выбора транспортно-технологической схемы доставки грузов», «Разработка решений по обеспечению транспортной и пешеходной связанности городских территорий».
– Сколько абитуриентов зачислено на первый курс обучения в эту приёмную кампанию?
– В этом году мы приняли 212 новых студентов на все программы. Средний проходной балл составил 245. На IT-направление пришло много студентов с высокими баллами ЕГЭ. Это увлечённые ребята, которые хотят развиваться в сфере технологий на транспорте.
Мы открыли три новые образовательные программы: «Планирование и эксплуатация городских транспортных систем», «Экономика и инженерия транспортных систем» и «Процессная аналитика».
– С этого учебного года ВИШ и НИУ ВШЭ открыли набор на совместную бакалаврскую программу двух дипломов «Экономика и инженерия транспортных систем». Какова её цель?
– В конце 2021 года была утверждена новая транспортная стратегия России. Её должны реализовать новые квалифицированные кадры, сочетающие инженерные и экономические знания с цифровыми навыками. Так, современные подходы к управлению проектами трансформации транспортной отрасли предполагают фундаментальную подготовку в области экономики, понимание технической стороны вопроса, умение быстро адаптироваться к различным отраслевым контекстам (городской пассажирский транспорт, железнодорожный, водный, воздушный транспорт).
Два крупнейших вуза страны объединили лучшие компетенции друг друга, методы и профстандарты, чтобы подготовить высококлассных межотраслевых специалистов. НИУ ВШЭ обладает лучшими в России компетенциями в области подготовки кадров по экономическим специальностям, располагает пулом признанных специалистов в области вычислительных технологий, урбанистики, городского транспортного планирования. В РУТ (МИИТ) сконцентрированы лучшие компетенции в области функционирования и развития транспортных систем.
Учебный план предполагает следующее разделение: в зоне ответственности ВШЭ находятся дисциплины по экономике, статистике, анализу данных, урбанистике, методам пространственного анализа, транспортному планированию, организации дорожного движения и системам городского пассажирского транспорта. Наша ответственность – это дисциплины по транспортному планированию и проектированию (железнодорожный транспорт, водный транспорт, грузовая логистика).
– Одна из особенностей ВИШ – реализация проектного обучения. Над какими проектами работают студенты?
– За первый год студенты реализовали более 30 проектов для компаний транспортной отрасли. Они разрабатывали IT-сервисы, приложения под различные нужды компаний, анализировали большие данные, исследовали модели распространения радиоволн. С проектом по разработке IT-сервиса оценки углеродного следа грузовой мультимодальной перевозки студенты ВИШ Семён Ануфриев, Егор Шибанов, Иван Антонов и Константин Леманский участвовали в проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг-2022». Их проект получил высокую оценку экспертов отрасли, и сейчас они планируют организацию собственного стартапа.
– Эксперты ВИШ участвуют в реализации стратегических проектов РУТ (МИИТ) в рамках программы «Приоритет-2030». Расскажите об этой работе.
– На базе академии «Высшая инженерная школа» реализуется стратегический проект «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций». Он включает в себя два трека: научный и образовательный. В части реализации научного трека идёт разработка двух программных модулей по анализу и моделированию транспортного поведения, а также создание алгоритма и программного модуля интеллектуального управления движением рельсового транспорта.
В части реализации образовательного трека разработаны и сейчас реализуются три программы бакалавриата: «IT-сервисы и технологии обработки данных на транспорте», «Системы мобильной связи и сетевые технологии на транспорте», «Транспортный и промышленный дизайн» – и две программы магистратуры: «Транспортные системы агломераций», «Информационное моделирование объектов транспортной инфраструктуры».
Также у нас ведётся разработка программ дополнительного профобразования. В 2021 году была разработана программа в области информационного моделирования. В этом году будут разработаны ещё три программы в областях управления качеством данных, информационного моделирования и квантовой связи.
– Среди партнёров ВИШ – крупные компании, в том числе ОАО «РЖД». По каким направлениям выстроено взаимодействие с холдингом?
– Мы сотрудничаем сразу с несколькими филиалами ОАО «РЖД». Так, например, для АО «Федеральная пассажирская компания» разрабатывали приложение – парсер данных для сбора и анализа отзывов пассажиров АО «ФПК» с геокартографических сервисов, их классификации и представления в виде интерактивного дашборда. Для Центра фирменного транспортного обслуживания разработали приложение для анализа обращений клиентов ОАО «РЖД». Центральная дирекция тяги выступила заказчиком и дала положительную оценку выполненной работе по разработке IT-сервиса оценки углеродного следа грузовой мультимодальной перевозки.
– Какие задачи по развитию ВИШ поставлены на новый учебный год?
– В начале сентября мы провели проектно-аналитическую сессию, посвящённую разработке программы развития школы на 2022/23 учебный год. Результатом работы стал перечень следующих приоритетных проектов развития: «Разработка модели управления образовательными программами», «Формирование профессионального сообщества ВИШ», «Разработка системы селективных стимулов, грейдов и персонализированных мотивационных процедур», «Разработка и внедрение модели стратегического партнёрства с индустриальным окружением школы», «Создание студенческого научного общества», «Формирование имиджа, повышение узнаваемости ВИШ среди абитуриентов и профессионального сообщества».
На реализацию и запуск этих проектов мы отвели себе три месяца, после чего начнётся фаза их активного пилотирования и перевода на операционные рельсы.
Беседовала Юлия Антич