Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утверждённая правительством в прошлом году, предусматривает открытие новых образовательных программ в соответствии с актуальными и перспективными требованиями работодателей. Отраслевые вузы успешно решают эту задачу во взаимодействии с транспортными компаниями, и в первую очередь с ОАО «РЖД». Акцент при этом делается не только на обучение студентов «профессиям будущего», но и на развитие востребованных компетенций уже действующих сотрудников на дополнительных профессиональных программах.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) набирает популярность и это неудивительно, считает проректор Российского университета транспорта (МИИТ), директор Научно-образовательного центра повышения квалификации, профессиональной переподготовки и сертификации кадров для национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Виталий Борщ. «Сегодня уже невозможно получить одно образование на всю жизнь. Люди несколько раз меняют не только должности, но и профессии. Высшее образование сегодня – это, если хотите, базовая настройка в профессии, – подчеркнул он. – После завершения обучения в университете молодой человек трудоустраивается, начинается его длинная производственная жизнь, в течение которой многое меняется в самой профессии, появляются новые технологии, новые методы, новое оборудование, где-то даже новые взгляды. Сегодня мы переживаем период цифровой трансформации: большинство физических процессов получают цифровые двойники. Технологии меняют деятельность, и тем, кто эту деятельность осуществляет, нужно приобретать новые способности, осваивать новое в профессии. Иначе работник теряет конкурентоспособность на рынке труда».
Без обучения работников внедрить новые технологии не получится. В этой связи вопрос оперативной подготовки специалистов становится стратегическим. Устранить дефицит компетенций призваны короткие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки длительностью, как правило, до 250 часов.
РУТ (МИИТ) реализует около 500 таких программ, ежегодно обучение по ним проходят 35 тыс. слушателей. Новые программы ДПО разрабатываются в том числе благодаря реализации проектов вуза, входящих в программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Например, проект «Интеллектуальная дорожная инфраструктура для беспилотного движения» в ближайшие годы предусматривает разработку не менее четырёх дополнительных профессиональных программ, по которым планируется обучить порядка 4 тыс. слушателей в области интеллектуальных транспортных систем и мультисервисных технологий беспилотного движения для транспортных инженеров.
В ходе реализации проекта «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций» при поддержке ОАО «РЖД» и других компаний будет открыт ряд программ ДПО на стыке урбанистики, цифровизации и инновационных инженерных решений на транспорте в современном формате проектно-ориентированной подготовки. Проект «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика для транспорта и логистики» подразумевает разработку дополнительных профессиональных программ в областях математики для анализа данных, интеллектуального управления логистическими потоками, цифровых технологий в логистике и цепях поставок, предиктивной аналитики и машинного обучения на транспорте, разработки программного обеспечения, использующего возможности искусственного интеллекта. Также будет открыта дополнительная профессиональная программа подготовки высококвалифицированных специалистов в области углеродной нейтральности на транспорте в рамках проекта «Углеродно-нейтральный транспорт».
«Все наши программы в «Приоритете-2030» разрабатываются с привлечением признанных экспертов в профессиональных областях. Например, в части технологий информационного моделирования и во всём, что связано с железнодорожной стройкой, мы ориентируемся на ОАО «РЖД». Мы провели массу встреч с представителями компании, выяснили, каковы их потребности в способностях персонала, и заложили это в профиль нашей программы, – рассказал Виталий Борщ. – Со всеми нашими программами работают специально подготовленные методисты, которые знают, как работают методологии обратного дизайна, которые умеют правильно интервьюировать экспертов».
Планируется, что программы ДПО РУТ (МИИТ) будут реализованы в дистанционном формате. «Дистанционный формат – это возможность обучить по единым стандартам за короткий промежуток времени практически неограниченное количество слушателей», – отметил Виталий Борщ.
Тенденцию открытия новых программ ДПО, отвечающих требованиям работодателей, поддерживают и другие отраслевые вузы. Так, например, в этом году Институт дополнительного образования Самарского государственного университета путей сообщения приглашает специалистов в области строительства, инженерно-геодезических изысканий и кадастровых работ дистанционно пройти профессиональную переподготовку по программе «Специалист в области инженерно-геодезических изысканий». Программа включает комплекс лекций, семинаров и практикумов. В неё включены только специальные дисциплины, без общих и универсальных предметов.
В Сибирском государственном университете путей сообщения открыт набор на курс профессиональной переподготовки по программе «Управление персоналом». Как пояснили в вузе, эта программа будет интересна тем слушателям, которые уже имеют опыт работы в сфере управления персоналом или хотят поменять основной профиль своей деятельности. Выпускникам будут выданы дипломы о профессиональной переподготовке, удостоверяющие их право на выполнение нового вида профессиональной деятельности в сфере управления персоналом.
В РУТ (МИИТ) и в Ростовском государственном университете путей сообщения разработаны курсы повышения квалификации аудиторов системы менеджмента качества. На программе «Внутренний аудит системы менеджмента качества организации» рассматриваются требования к документации интегрированной системы менеджмента качества, изменения в этой документации, цели и задачи аудита, проводится мониторинг и анализ выполнения программы аудита.
В Петербургском государственном университете путей сообщения в этом году также разработано несколько новых программ ДПО, в том числе входящих в стратегические проекты вуза в рамках реализации программы «Приоритет-2030» («Проектирование, строительство и эксплуатация железнодорожного пути высокоскоростных магистралей», «Организация скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов», «Организация работы и технология ведения технической документации с применением программного комплекса КЗ АРМ-ВТД (комплекс задач «Автоматизированное рабочее место ведения технической документации»), «Организация скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов», «Логистика транспортных узлов и терминалов», «Магистральный транспорт. Цифровая железная дорога»).
Юлия Антич