Производительность труда играет одну из ключевых ролей в обеспечении стабильной работы предприятий в текущей экономической ситуации. ОАО «РЖД» системно занимается вопросами повышения эффективности. При этом опыт железнодорожников интересен и другим компаниям, заинтересованным в поступательном развитии.
Необходимый элемент
Рост производительности труда является необходимым драйвером для ускорения экономики России и повышения качества жизни населения. Об этом неоднократно говорил президент России Владимир Путин. «Если исходить из того, что главное, что мы должны сделать разными способами, – так это добиться повышения производительности труда и на этой базе решать вопросы, связанные с благосостоянием людей», – говорил он ранее.
Руководитель проекта Федерального центра компетенций (ФЦК) – провайдера национального проекта «Производительность труда» – Владимир Ефименко отмечает, что в мировом рейтинге стран – лидеров по производительности труда Россия занимает лишь 34-е место.
«Это в два-три раза меньше, чем показатели первой десятки рейтинга. Это означает, что работают наши предприятия больше, но производят меньше. Как следствие, недополучают прибыль», – признаёт он.
Напомним, национальным проектом «Производительность труда» предусмотрен её рост минимум на 5% в год. ОАО «РЖД» с этой задачей справляется.
В компании это достигается за счёт реализации комплексной программы мероприятий, в число которых входят внедрение новой техники и новых инновационных технологий, совершенствование применяемых технологий.
Реализация мероприятий в прошлом году обеспечила рост производительности труда по перевозочным видам деятельности на уровне 7,9%, что в 3,3 раза выше темпа роста производительности по стране, а также позволила сократить отставание, сложившееся в 2020 году по данному показателю в условиях пандемии коронавирусной инфекции.
Но железнодорожники системно занимаются не только повышением производительности труда в компании. В прошлом году в структуре компании был образован отраслевой Центр компетенций в сфере производительности труда и подписано соглашение о сотрудничестве с ФЦК (см. справку).
Мобилизация ресурсов
Первый совместный проект по повышению эффективности ОАО «РЖД» и ФЦК реализовали на Уссурийском локомотиворемонтном заводе (входит к ГК «ЛокоТех»). Предприятие обеспечивает ремонт тягового подвижного состава не только на Дальнем Востоке, но и на всём Восточном полигоне. В целом это составляет порядка 40% от потребностей компании в ремонте.
«Мы выбираем предприятия, которые являются либо поставщиками, либо потребителями услуг ОАО «РЖД». Для нас важно, чтобы по всей производственной цепочке обеспечивалась эффективность. Таким образом, шаг за шагом компания сможет повышать производительность и эффективность не только у себя, но и у партнёров, сокращая издержки, раскрывая потенциал сотрудников через творческое решение нетривиальных задач», – подчеркнул начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» (ЦЗТ) Владимир Никитин.
Для решения вопроса была сформирована дорожная карта последовательных мер и действий по устранению факторов, негативно влияющих на своевременную выдачу локомотивов после проведённых ремонтов. На текущий момент все организационные и нормативные мероприятия, которые легли в основу дорожной карты, выполнены. За шесть месяцев, в течение которых эксперты РЖД и ФЦК работали на предприятии, удалось найти точки роста. Благодаря этому, например, время ремонта локомотивов сократилось на 30%, выработка повысилась на 11%.
«Участие в нацпроекте совместно с ФЦК и ОАО «РЖД» даёт нам уникальную возможность оптимизировать производственные процессы на заводе, улучшить их», – отметил директор Уссурийского локомотиворемонтного завода Александр Корчемлюк.
В конце августа был дан старт второму проекту ОАО «РЖД» и ФЦК – на этот раз на Московском локомотиворемонтном заводе, где также ставят задачу нарастить темпы роста производительности труда.
«Хотим научиться, заимствовать и освоить у ОАО «РЖД» и ФЦК те приёмы, которые позволят повысить эффективность производства, избежать определённых потерь», – рассказал генеральный директор предприятия Павел Добриков.
Решением вопросов по повышению производительности труда займётся специальная рабочая группа, куда вошли представители ЦЗТ, ФЦК и самого предприятия. Впереди обучение персонала, создание проектного офиса на предприятии. «Мы ставим задачу снижения времени протекания проектов, повышения загрузки, устранения потерь, вскрытия резервов и мобилизации потенциала», – поясняет Владимир Ефименко.
По словам Владимира Никитина, выбор второго предприятия для ОАО «РЖД» не случаен. «Московский транспортный узел является одним из самых важных и загруженных в плане пассажирских перевозок, а также крупным пересадочным хабом. В связи с этим есть критическая необходимость в качественном и своевременном ремонте подвижного состава», – подчеркнул он.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
В июне прошлого года между ОАО «РЖД» и ФЦК было подписано соглашение о сотрудничестве. Все партнёры ФЦК – это компании с развитой производственной системой. Они обладают собственными ресурсами для оказания адресной поддержки предприятиям и могут выступать в качестве модельных площадок для демонстрации результатов применения инструментов бережливого производства. В прошлом году также был создан Отраслевой центр компетенций в сфере производительности труда. Его цель – взаимодействие с партнёрами ОАО «РЖД» в этой области, а также формирование единой базы знаний и лучших практик по повышению производительности труда.
Для более эффективного взаимодействия с предприятиями создана IT-платформа «производительность.рф». На платформе размещены методические материалы по инструментам бережливого производства, есть материалы по лучшим практикам. У предприятий и их сотрудников есть возможность зарегистрироваться на IT-платформе и получить доступ к методологическим материалам и лучшим практикам. Всего, по данным ФЦК, более 1 млн работников российских предприятий вовлечены в вопросы повышения производительности труда.