На полях Транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Сибирь», которая состоялась в Новосибирске 13 сентября, участники рынка обсудили главные тренды железнодорожных перевозок в новых реалиях. Среди них – переориентация грузовых потоков на МТК Север – Юг и Восточный полигон, внедрение новых технологий и решений для оптимизации логистики, а также удобные инструменты для организации отправок во внутрироссийском сообщении. Отдельное внимание уделено развитию платформы «РЖД Маркет» и возможности снижения тарифов на транзитные перевозки через территорию Казахстана.
Рациональность в приоритете
По данным ОАО «РЖД», с марта текущего года увеличение объёмов перевозок наблюдается сразу по нескольким направлениям: по западной ветке МТК Север – Юг (через пограничный переход Самур, граница с Азербайджаном) на 44%, а по маршрутам из России в Китай через территорию Казахстана на 53,6%. Рост на 82% зафиксирован в сегменте мультимодальных перевозок через порты Каспия.
Одним из наиболее востребованных направлений остаётся Восточный полигон. В связи с повышенным спросом на отправки холдинг в ускоренном режиме реализует программу по развитию инфраструктуры сети, а также увеличивает количество тяжеловесных и соединённых поездов.
Решением вопроса с загруженностью Восточного полигона также может стать оптимизация логистики. Например, сегодня уголь и строительные материалы отправляются на Дальний Восток с отдалённых от него субъектов РФ, несмотря на наличие грузовой базы в самом регионе.
«Мы занимаем инфраструктуру Восточного полигона этими перевозками, забирая объём у грузов других отраслей промышленности и угля, который мог бы отправиться на экспорт, – сообщил в ходе конференции заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило. – В связи с этим ОАО «РЖД» будет предлагать правительству стимулировать перевозки внутри Восточного полигона на коротких расстояниях».
Контрейлерный потенциал
Исполнительный директор АО «ПФКО Экспресс» Роман Вдовин отметил, что контрейлерный сервис может стать одним из драйверов для развития отправок на короткие расстояния. В перспективе переход с автомобильного на контрейлерные перевозки также позволит наладить грузовое сообщение со странами Балтии.
«У нас длительный контракт с «Латвийскими железными дорогами» на аренду нашего парка, – добавил он. – Если рассмотреть сообщение между Россией и странами Прибалтики, то полуприцеп может стать одним из способов обхода санкций, так как сегодня тягач с российским водителем не может перейти государственную границу. Сдерживающим фактором остаётся нормативная база. Мы ждём внесения изменений в Таможенный кодекс, в которых контрейлер признают транспортным средством (сегодня он является товаром). После этого мы планируем наладить поставки между Россией и Латвией».
В поисках рынков сбыта
Для ряда компаний введение ограничений со стороны западных стран привело к необходимости поиска новых партнёров, в том числе за рубежом.
Так, по информации АО «СУЭК», объём экспортных отправок компании в западном направлении за 8 месяцев 2022 года снизился на 31% к уровню прошлого года, во внутрироссийском сообщении поставки выросли на 10%. При этом по итогам текущего года СУЭК рассчитывает увеличить объём экспорта на 1%, а внутренних отправок – на 12%. «Мы переориентировались на поставку угля в том числе в Марокко, Индию и Турцию – в те страны, которые ранее не рассматривались нами как стратегически важные партнёры, – заявил директор по логистике АО «СУЭК» Денис Рахимжанов. – За счёт появления на рынках новых стран компания уже в мае вышла на стандартный уровень экспортных железнодорожных перевозок – 2 млн тонн».
Зерновые тренды
Особое внимание на сессии уделили развитию железнодорожных отправок продукции агропромышленного комплекса (АПК).
По словам начальника Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Александра Елизарова, перевозка сельскохозяйственной продукции – один из наиболее быстрорастущих сегментов магистрали. За январь – август текущего года объём транспортировки муки и зерна вырос на 25%.
В условиях дефицита пропускных возможностей на Западно-Сибирской магистрали планируется внедрить новую технологию – систему календарного планирования перевозок зерна с привязкой по датам отправки. Ожидается, что такая мера позволит увеличить вывоз продукции АПК.
С учётом прогнозируемого роста объёмов перевозок зерна во внутрироссийском сообщении удобным инструментом для организации таких отправок является сервис «РЖД Маркет», считает Александр Елизаров. «Ключевое преимущество для производителя агропромышленных грузов – поиск новой клиентской базы, прежде всего во внутрироссийском сообщении, а для покупателя – выбор надёжного поставщика, проверенного ОАО «РЖД», и гарантия надёжности поставки (гарантом выступает холдинг)», – отметил он.
Так, первой зерновой компанией, которая совершила сделку через «РЖД Маркет» стало АО «Новосибирскхлебопродукт», генеральный директор которого Сергей Соколов предложил ряд мер для развития железнодорожного маркетплейса. Среди них – конкуренция ценового предложения, а также внедрение функции электронного лицевого счёта для возможности отсрочки платежей.
«В случае с конкуренцией и выбором наилучшего варианта для клиента мы планируем привлекать дополнительных операторов на площадку», – сообщил Александр Елизаров.
Тарифный вопрос
Одним из сдерживающих факторов для увеличения перевозок продукции переработки являются дискриминационные тарифы на транзитные перевозки российских грузов через Казахстан на перспективные рынки – Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, отметил Сергей Соколов. «Пока дискриминационных тарифов не было, объём производства и переработки муки в Алтайском крае за пять лет удвоился. Сейчас этот рынок стагнирует, а перерабатывающие мощности Казахстана выросли в два раза», – добавил он.
По словам Алексея Шило, холдинг ведёт работу с коллегами из Казахстана и других среднеазиатских стран по снижению тарифа. По некоторым позициям уже удалось достичь результата: на восточной ветке МТК Север – Юг Россия, Казахстан, Туркменистан и Иран синхронно снизили тарифы на перевозку продукции. «Это перспективное направление, и посыл потихоньку снижать тариф для грузов высокого передела абсолютно правильный. РЖД тоже его поддерживают, но при условии исключения разбалансировки в тарифах, когда высокодоходные грузы де-факто субсидируют перевозки низкодоходных грузов», – заключил Алексей Шило.
Анна Якушева