О строительстве железнодорожной инфраструктуры на Забайкальской железной дороге, скорости доставки грузов и экономических эффектах рассказал заместитель начальника Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) по строительству Александр Зыков.
– Александр Вадимович, насколько важен сегодня проект развития Восточного полигона?
– Уровень востребованности результатов уже выполненной работы подтверждает своевременность и взвешенность решений, принятых руководством страны и холдинга «РЖД». Более того, достигнутые результаты воспринимаются как необходимый задел для дальнейшего продолжения масштабного наращивания перевозочных мощностей Восточного полигона.
Спрос на железнодорожные перевозки, обеспечивающие нашей стране интеграцию в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона, социально-экономическое развитие Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, демонстрирует уверенный рост.
Российский бизнес вслед за меняющимися условиями активно использует новые маршруты для организации сбыта продукции. Усиливается восточный вектор железнодорожных перевозок грузов. На ЗабЖД это подтверждается ростом показателя грузонапряжённости и устойчивой положительной динамикой грузооборота.
Кроме того, в условиях новых геополитических вызовов, трансформации мирового рынка и необходимости безусловного обеспечения экономического суверенитета России развитие пропускных и провозных способностей магистрали становится важнейшей задачей в масштабах всей сети российских железных дорог.
Таким образом, для нас главной стратегией в настоящий момент остаётся эффективное использование всего набора предоставленных ресурсов для реализации заложенного в ней потенциала ключевого звена Восточного полигона ОАО «РЖД».
Перед холдингом поставлена цель увеличить провозные способности Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской железнодорожных (Транссиб) магистралей до 180 млн тонн к 2024 году и выйти на объёмы перевозок к портам Дальнего Востока в 2025 году в размере 210 млн тонн.
– Какие проекты по развитию Восточного полигона уже завершены на инфраструктуре Забайкальской железной дороги?
– За 18 лет интенсивной работы по модернизации перевозочной инфраструктуры ЗабЖД коллективу магистрали удалось получить ряд положительных результатов. В частности, двукратное увеличение тарифного грузооборота, рост объёмов экспортно-импортных перевозок в 1,8 раза, увеличение среднего веса поезда более чем на 500 тонн и рост производительности локомотива в 1,5 раза.
Протяжённость бесстыкового пути возросла на 3997 км и составляет в настоящее время 81% от развёрнутой длины главных путей. За этот период времени электрифицировано более 815 км развёрнутой длины путей, реконструировано 356 объектов искусственных сооружений и мест земляного полотна и построено 233,5 км главных путей.
Из последних проектов можно выделить завершение электрификации участка Борзя – Забайкальск в прошлом году. Теперь участок Карымская – Забайкальск, обеспечивающий России железнодорожный выход на КНР, полностью перешёл на электротягу. Это позволило повысить пропускную способность участка, обеспечить рост объёма перевозок между Россией и Китаем, снизить эксплуатационные расходы дороги, а также сократить воздействие железнодорожного транспорта на экологию. Инвестиции ОАО «РЖД» в электрификацию участка Борзя – Забайкальск составили более 9,3 млрд руб. С открытием по нему сквозного движения поездов на электротяге пропускная способность южного направления ЗабЖД увеличилась до 40 пар поездов в сутки, в соответствии с договорённостями с китайской стороной.
На пограничной станции Забайкальск в марте текущего года открыт транспортно-логистический комплекс. Он предназначен для перегрузки внешнеторговых грузов, в том числе контейнеров, угля, колёсной техники, длинномерных и тяжеловесных грузов. Кроме того, комплекс может осуществлять длительное хранение тарно-штучных и скоропортящихся грузов. Предприятие оснащено современным оборудованием: девятью козловыми кранами различной грузоподъёмности (от 12,5 до 100 тонн), 10 малогабаритными погрузчиками. Инвестиции ОАО «РЖД» в реализацию проекта составили 10 млрд руб.
Ввод нового перегрузочного комплекса позволил перейти к следующему этапу реконструкции, направленному на увеличение пропускной способности станции Забайкальск до 32 пар поездов. В настоящее время технические возможности рассчитаны на отправку в Поднебесную в среднем в сутки 18 грузовых поездов, на приём из Маньчжурии (КНР) – в среднем 24 поездов в сутки.
– Какие работы реализуются в настоящее время?
– Продолжается реконструкция станции Карымская. В восточной части этого железнодорожного узла завершается строительство приёмо-отправочного парка «Г», рассчитанного на одновременный приём пяти поездов длиной до 100 условных вагонов каждый. Она включает в себя укладку новых путей, строительство поста электрической централизации парка, монтаж контактной сети. Ввод приёмо-отправочного парка позволит увеличить грузовые перевозки через станцию Карымская в западном направлении с 75 до 90 поездов в сутки.
Одновременно со строительством парка на станции подготовлен пункт технического обслуживания локомотивов. В сутки в его цехах будут ремонтировать до 85 электровозов серии «Ермак».
В ближайшей перспективе после комплексной реконструкции на очереди ввод в строй таких значимых объектов, как станции Чернышевск-Забайкальский, Пеньковая, Могоча, Уруша, Сковородино, Ту, Карымская, Горелый.
Готовятся к вводу в эксплуатацию мосты на перегонах Могзон – Гонгота, Хилок – Гыршелун, Большая Омутная – Сгибеево, Бада – Жипхеген.
Продолжается строительство нового Керакского тоннеля, начатое в 2021 году. В июне 2022 года завершена его проходка. Сейчас строители выполняют обделку тоннеля и горных выработок, укладывают 2 км новых железнодорожных подходов со стороны западного и восточного порталов и строят необходимую эксплуатационную инфраструктуру.
Новый двухпутный электрифицированный Керакский тоннель строится рядом с действующим и станет самым длинным на Забайкальской магистрали. Длина будущего инженерного сооружения – 926 м. На сегодняшний день на объекте задействовано около 500 человек, свыше 70 единиц различной техники. Работы выполняются в круглосуточном режиме.
До конца года на Забайкальской железной дороге планируется завершить модернизацию 270 км пути. Всеми видами ремонта планируется обновить 398 км. Основной фронт работ сосредоточен на территориях обслуживания Читинского, Могочинского и Свободненского регионов магистрали. Обновление пути будет способствовать обеспечению устойчивого пропуска тяжеловесных поездов, позволит повысить на модернизируемых участках скорость движения поездов и уровень безопасности железнодорожных перевозок.
– Какие планы по дальнейшему развитию магистрали?
– На перспективу до 2025 года для ЗабЖД согласно долгосрочной программе развития ОАО «РЖД», утверждённой Правительством РФ, поставлены задачи по увеличению погрузки на 43,4%, освоению грузооборота с 19-процентным ростом к 2019 году и значительным повышением качественных показателей: участковой скорости – почти на 4,5%, а среднего веса поезда – на 7,6%. Это очень ответственная и масштабная задача для всего коллектива магистрали. Но есть уверенность, что коллектив самого протяжённого участка Транссиба с ней справится.
Беседовал Сергей Волков