Придать ускорение
В чём нуждается Восточный полигон
На VII Восточном экономическом форуме рассматривались различные аспекты развития Восточного полигона как главной транспортной артерии, связывающей запад и восток страны.
В нынешней геополитической ситуации БАМ и Транссиб – основной транспортный коридор для отправки грузов из России на перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В условиях динамично меняющейся картины мира потенциал Восточного полигона только увеличивается. Соответственно, ещё более актуальными становятся вопросы по расширению его инфраструктурных возможностей.
«Сегодня на страны Азии приходится 30% потребления всех энергоресурсов. Через 30 лет азиатские страны будут потреблять половину энергии в мире, – отметила директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. – Именно Россия имеет уникальную возможность с учётом географической близости к Азии стать безусловным лидером на рынке энергоресурсов. Нам очень нужно развитие Восточного полигона. Скорость развития Восточного полигона напрямую влияет на позиции нашей страны в мире».
В 2021 году Восточный полигон был загружен на 100%, а его суммарная провозная способность составляла 144 млн тонн. Расширение инфраструктурных возможностей БАМа и Транссиба решит вопрос дефицита провозной и пропускной мощности. Это позволит перевозить ещё порядка 90 млн тонн (без учёта переориентации грузопотока с запада на восток).
«Объём грузов, который готов идти на восток, будет значительно больше. Идёт переориентация с запада на восток, – подчеркнула Ирина Ольховская. – По оценке экспертов, объём дополнительной потребности в грузах, которые готовы ехать на восток, составляет около 140 млн тонн в год».
В связи с этим становится особенно важным найти инструменты, которые бы позволили существенно ускорить темпы строительства важных транспортных артерий Восточного полигона.
Кадровый вопрос
Одним из факторов, сдерживающих темпы строительства Восточного полигона, является дефицит кадров. Большинство организаций, созданных в 70-е годы прошлого века для строительства БАМа, перебазировались в европейскую часть России либо же вовсе прекратили своё существование. Восстановление некогда утраченной строительной базы становится одним из важных шагов по наращиванию темпов строительства.
«У нас сегодня работают на объектах строительства по РЖД порядка 13,5 тыс. человек, в основном вахта, – рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров на сессии «БАМ и Транссиб: как можно построить быстрее?». – Необходимо сформировать здесь некий пул местных подрядных организаций, которые надо бы возрождать».
Из европейской части России на строительство объектов Восточного полигона уже перебазировано большое количество мостоотрядов, связистов, энергетиков. Однако по-прежнему сохраняется потребность в подготовке строительных специальностей на местах, в том числе через создание новых учебных центров или восстановление старых.
ОАО «РЖД» заинтересовано, чтобы в Хабаровске, Благовещенске и Владивостоке открылись учебные заведения, обучающие железнодорожному строительству, и специалистов можно было бы найти на месте, а не везти вахтовым методом из других регионов России.
Участники сессии «Развитие человеческого потенциала Дальнего Востока: люди – главный капитал» отметили, что на Дальнем Востоке необходимо более созидательное взаимодействие предприятий с вузами. Примером тому может стать Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) который активно сотрудничает с ОАО «РЖД».
По данным ДВФУ, за время сотрудничества более 10 преподавателей вуза были аккредитованы на ведение программ Корпоративного университета РЖД, реализовано 11 программ, их прошли более 2 тыс. слушателей.
Дальневосточный филиал Корпоративного университета РЖД начал работу в Приморье в мае 2021 года. Обучение железнодорожников проводится по программам университета с учётом региональной специфики и особенностей экономики Азиатско-Тихоокеанского региона.
Концессионные соглашения
Заключение концессионных соглашений, согласно которым частным компаниям передаются объекты для проведения дальнейших строительных работ с правом последующей эксплуатации, также может стать одним из решений по наращиванию скорости развития Восточного полигона.
«Если бизнес так хочет вывозить что-либо, то он должен вовлекаться в процесс. Набирает обороты совместное участие бизнеса и государства. На это нужно обратить внимание и больше привлекать бизнес, предоставляя возможность строить», – считает председатель комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.
Как было отмечено во время дискуссии, концессионный подход определённо возможен в части строительства новых линий. «Строительство новых пограничных переходов также может сработать с точки зрения концессии, потому что новая стройка в стороне от действующих может окупиться, так как перевозка по ней концессионной компанией будет оплачиваться по тарифу и будет источником для пополнения потерь», – сообщил Андрей Макаров.
Развитие Восточного полигона экономически очень выгодно в новых условиях логистики. По словам первого вице-президента – начальника департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнёрства АО «Газпромбанк» Павла Бруссера, проект развития Восточного полигона, по различным оценкам, приносит в бюджеты около 714 млрд руб. и создаёт более 150 тыс. рабочих мест на горизонте 5–10 лет.
Учитывая это, а также переориентацию с запада на восток определённых групп товаров, перед проектом развития Восточного полигона открываются самые благоприятные перспективы.
Алексей Алеев
Стройка без перерыва
Александр Зыков, заместитель начальника Забайкальской железной дороги по строительству,
До 2025 года увеличение погрузки на ЗабЖД должно составить 43,4%
Рубрики: Восточный полигон