Российские университеты развивают новые формы профориентационной работы с подрастающим поколением. Открытые уроки вузовских преподавателей и представителей приёмных комиссий в школах уступают место так называемым университетским классам. Это уникальный проект, который реализуется вузами на базе общеобразовательных организаций. Основная задача – не просто подготовить школьников к ЕГЭ и поступлению в высшее учебное заведение, но и помочь им определиться с профессией, повысить интерес к учёбе и расширить кругозор. Собственные классы при школах открывают и отраслевые вузы.
Ученики университетских классов в ходе профильного обучения изучают специальные дисциплины гуманитарного, социально-экономического, естественно-научного или инженерного профилей. Таким образом у юных слушателей формируется интерес к той или иной профессии, а также к высшему учебному заведению.
В настоящее время профильные классы имеют многие отраслевые университеты. Так, классы Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) действуют в пяти образовательных учреждениях города Омска: гимназиях № 43 и № 146, Доме юных техников им. Ю. А. Гагарина, инженерно-технологическом лицее № 25, средней общеобразовательной школе № 45 (в двух последних учреждениях профильные классы впервые откроются с нового учебного года). Обучение там бесплатное.
«Обучение в профильном классе – это возможность погружения школьников в сферу их будущей специальности, профессиональной деятельности. Реализация этого принципа позволяет обобщать и накапливать передовой опыт, обновлять организацию и содержание подготовки учащихся. В классах постоянно открываются новые дисциплины, курсы, а современные технологии делают процесс получения знаний максимально комфортным для ребят», – подчеркнули в университете.
Занятия преподавателей ОмГУПСа организованы с сентября по май и проходят в современных специализированных лабораториях университетского комплекса. В числе изучаемых дисциплин – общеобразовательные (математика, физика) и профессионально-ориентированные (искусственный интеллект, технологии Интернета вещей (IoT), информатика и информационные технологии). Большое внимание также уделяется истории и современному состоянию железнодорожного транспорта.
Занятия во всех профильных классах проходят раз в неделю с 8.00 до 13.00. В каждом учебном заведении расписание составлено таким образом, чтобы один день был свободен от школьных уроков.
Для ребят регулярно организуются экскурсии на ведущие промышленные предприятия Омской области, от которых в будущем можно получить целевые направления на обучение в университете. Например, в прошлом году учащиеся университетских профильных классов посетили Омское подразделение Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций. Преподаватели и сотрудники центра провели для старшеклассников экскурсию по полигону действующей железнодорожной техники, уделив особое внимание правилам безопасности на путях и переездах. А в мае этого года ребята посетили АО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения». Они побывали в лабораториях научно-технического комплекса микроэлектроники, где создаются электронные компоненты с геометрическими размерами порядка нескольких микрометров и меньше. Ребятам также показали современную технику, рассказали об организации труда на предприятии.
Сибирский государственный университет путей сообщения имеет профильный класс на базе МОУ СОШ № 100 города Новосибирска. Ежегодно туда принимаются учащиеся 9-х классов по результатам выполнения контрольных испытаний по математике и физике, а также собеседования. С учащимися работают преподаватели университета, которые проводят лекции и семинарские занятия.
В прошлом году 350 учащихся 10–11-х классов из школ № 67, 63 и 7 города Иркутска, а также иркутского лицея № 1 и школы № 2 Хомутово стали слушателями профильных классов Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС). В течение первого семестра школьники получили углублённые знания по математике и физике, что помогло им подготовиться к сдаче ЕГЭ. «Со второго семестра ребятам добавили профильную составляющую. Будущих абитуриентов познакомили со специальностями и направлениями подготовки Иркутского государственного университета путей сообщения», – рассказала директор Института дополнительного образования ИрГУПСа Наталья Олинович.
Набор старшеклассников в профильные классы ИрГУПСа в настоящее время продолжается.
При Российском университете транспорта (МИИТ) действует собственная гимназия. Там созданы классы предуниверсария РУТ (МИИТ) по двум направлениям: технологическому и социально-экономическому. Профильными предметами в технологических классах являются математика, физика, информатика, в социально-экономических классах – математика, экономика, право. Учебный план дополнен широким выбором элективных курсов.
Кстати, профильные классы в школах открывает и ОАО «РЖД». Так, с 2020 года реализуется проект «Опорные школы РЖД». По всей сети действует 100 опорных школ – как отраслевых, так и муниципальных. В каждой из опорных школ созданы железнодорожные классы. К проекту привлечены педагоги из отраслевых вузов, они дают школьникам углублённую информацию по таким предметам, как физика, математика, информатика. Эти уроки являются частью школьного расписания и проходят в гибридном формате – дистанционно и очно. Чтобы преподавание было максимально эффективным, для преподавателей разработаны методические рекомендации «Страна железных дорог». Сотрудники Детских железных дорог и дорожных центров оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики также принимают участие в обучении. Они организуют в профильных классах профориентационные активности – экскурсии, квесты, встречи с представителями РЖД, а также вовлекают школьников в проектно-исследовательскую деятельность, чтобы ознакомить их с основными направлениями научных исследований в области Hi-Tech и IT-технологий. «В компании разработана и действует система профориентации школьников, опорные школы – один из её ключевых элементов, который должен заинтересовать школьников перспективной работой на железнодорожном транспорте и обеспечить приток талантливой молодёжи в компанию», – отметил ранее начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.
Кроме участия в образовательном процессе компания взяла на себя обязательства по материально-техническому оснащению опорных школ (идут поставки лабораторного оборудования, компьютерной техники и мебели, выполняется брендирование классов).
Юлия Антич