В РЖД второй год проводится программа повышения квалификции работников социального блока
В декабре 2020 года в ОАО «РЖД» впервые была проведена программа повышения квалификации для работников социального блока «Новый взгляд – социальная политика». На данный момент программу прошли уже более 100 работников со всей сети. О том, для чего потребовалось создавать такую программу и как она будет развиваться, «Пульту управления» рассказала начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» Юлия Алексеева.
– Расскажите, пожалуйста, для чего была разработана программа «Новый взгляд – социальная политика»?
– Сохранение населения, здоровья и благополучия людей – это одна из национальных целей России до 2030 года. В компании забота о человеке также является приоритетной задачей.
В 2020 году в ОАО «РЖД» была утверждена Программа развития человеческого капитала до 2025, где одной из целей является рост социального благополучия работников. Поэтому перед нами стоит задача по трансформации объектов социальной сферы, чтобы они были современными и максимально удобными для железнодорожников. Так, в планах создать многофункциональные клиентоориентированные объекты социальной инфраструктуры, где работник сможет легко и удобно получить любую услугу; классифицировать по категориям объекты взрослого оздоровления ОАО «РЖД». Для повышения качества санаторно-курортного лечения и отдыха работников будут разработаны новые программы оздоровления с учётом уникальности природных лечебных ресурсов, географических и иных особенностей региона. Мы хотим, чтобы стандарты обслуживания наших объектов социальной сферы, соответствовали уровню сервиса на рынке аналогичных услуг. Это повысит их привлекательность не только для работников компании, но и для сторонних клиентов.
Для достижения этих целей Департаментом социального развития и Корпоративным университетом РЖД в 2020 году была разработана и запущена программа повышения квалификации «Новый взгляд – социальная политика». Она нацелена, во-первых, на получение знаний в области развития человеческого капитала и, во-вторых, на выработку конкретных решений. Хочу отметить, что в прошлом году эта программа завоевала «серебро» на Международной премии Facilitation Impact Award в области проведения стратегических сессий.
– Как построена программа? Кто в ней принимает участие?
– Программа состоит из трёх уровней: стратегического, тактического и операционного. Каждый рассчитан на определённую категорию работников компании, занимающихся социальными вопросами.
Первый – стратегический – впервые был проведён в декабре 2020 года для заместителей начальников железных дорог по кадрам и социальным вопросам. Обучение было посвящено новым подходам в социальной политике компании и современным социальным трендам в HR.
Второй – тактический – проведён в мае 2021 года для руководителей служб управления персоналом железных дорог и дирекций социальной сферы со всей сети. Слушателям рассказали о тенденциях в обслуживании объектов социальной сферы, о новых направлениях в социальной политике и мотивации через социальный пакет, о маркетинге и экономике объектов социальной сферы. Тогда слушатели представили конкретные идеи. Три из них были признаны лучшими: «Автоматизация управления сервисом социального объекта», «Продукты впечатления» (комплексный план мероприятий по совершенствованию социальной сферы ПривЖД), «Современные способы информирования. Социальный туризм». На данный момент эти инициативы уже реализуются. Так, к примеру, в рамках проекта «Автоматизация управления сервисом социального объекта» в санатории «Талица» Дирекции социальной сферы Свердловской железной дороги пилотируется система, которая автоматически распределяет номера, составляет сетки расписаний приёмов специалистов и проведения процедур, а также формирует сводную информацию о загрузке санатория и бронированиях. В планах создать мобильное приложение, где каждый гость сможет увидеть в своём личном кабинете расписание процедур, выбрать дополнительные услуги.
В октябре прошлого года был проведён операционный уровень программы для начальников и руководителей объектов отдыха и оздоровления ОАО «РЖД». Программа проводилась на одном из социальных объектов компании – в новом Центре детского и семейного отдыха «Локомотив» Калининградской железной дороги, расположенном на берегу Балтийского моря в Зеленоградске. Тогда приглашённые эксперты из Корпоративного университета РЖД рассказали участникам об инструментах развития объектов, новых веяниях экономики и маркетинга, лучших практиках в области предоставления услуг. На примере Центра детского и семейного отдыха участники программы детально проанализировали перспективы и векторы развития, а также поделились своими практическими наработками.
– Как часто будет проводиться программа? Как она будет проходить в этом году?
– Программа будет проводиться ежегодно. Безусловно, она будет актуализироваться в соответствии с происходящими изменениями и адаптироваться к меняющимся условиям. В этом году с 30 июня по 1 июля уже был проведён стратегический уровень программы. В нём приняли участие 22 человека. Особенностью программы этого года стало то, что в ней приняли участие руководители социально-кадрового блока функциональных филиалов: заместители начальников функциональных филиалов по кадрам и социальным вопросам, начальники служб управления персоналом функциональных филиалов.
Акцент был сделан на изучении современных социальных трендов и их трансформации в будущем. Кроме этого, слушатели изучили опыт других компаний, направления развития социальной политики, а также подумали над тем, как прогнозировать в период неопределённости. Также слушатели представили свои идеи для формирования новой стратегии социальной политики до 2035 года. Были озвучены следующие направления: корпоративная экосистема благополучия («Забота о человеке») и социальное козначейство; кастомизированные программы «для каждого»; проактивное/прогрессивное социальное пространство; система мотивации, нацеленная на долговременную работу персонала в компании.
В октябре этого года мы планируем провести обучение для руководителей объектов культуры и спорта. Формат и точная программа обучения сейчас активно разрабатываются.
– Как в дальнейшем будет развиваться программа?
– В этом году в планах впервые провести ещё один уровень программы (линейный). В нём примут участие специалисты со всей сети, которые занимаются социальными вопросами.
В 2023 году мы также планируем проводить программу на нескольких уровнях. На обучение будут приглашены руководители и специалисты, которые ранее его не проходили. В перспективе программу повышения квалификации «Новый взгляд – социальная политика» должны пройти все работники, занимающиеся социальными вопросами.
Беседовала Виктория Гаджиева