В июле этого года председатель Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин утвердил «Приоритетные направления развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года». Документ ориентирован на развитие инструментов и механизмов независимой оценки квалификации (НОК). Как нововведения отразятся на работниках железнодорожного транспорта, «Пульту управления» рассказал генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта («Желдортранс») Сергей Чаплинский.
– Сергей Игоревич, какова цель независимой оценки квалификаций?
– Цель независимой оценки квалификаций – подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время, в соответствии с трудовым законодательством, для работников процедура НОК носит добровольный характер. Проводимые в отрасли мероприятия по применению независимой оценки квалификаций направлены на оценку эффективности процедуры НОК и перспектив её дальнейшего развития.
Эксперимент по внедрению НОК проводится с 2015 года, и за это время был накоплен существенный опыт.
– Коснутся ли утверждённые «Приоритетные направления развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года» сферы железнодорожного транспорта?
– В соответствии с этими направлениями предстоит проработать вопросы нормативного регулирования применения НОК в обязательном порядке для лиц, впервые приступающих к работе или имевших перерывы в работе, чья деятельность может иметь последствия для безопасности людей (может быть чревата причинением вреда здоровью или нанесением материального ущерба).
– Как в настоящее время выстроена процедура НОК в отрасли?
– На железнодорожном транспорте эксперимент по применению процедуры НОК проводился с 2015 года в 30 регионах Российской Федерации на 37 экзаменационных площадках, организованных на базе учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК) ОАО «РЖД». Они обладают соответствующей материально-технической базой и методологией НОК. Задействованы более 500 экспертов, утверждено 61 наименование квалификаций.
Как правило, заявку на прохождение НОК для своих сотрудников централизованно подаёт профильная дирекция. Согласуются дата и место проведения экзаменов. Первый этап – теоретическая часть экзамена, по её результатам соискатели допускаются ко второму этапу – практической части. При успешном прохождении экзамена выдаётся свидетельство о квалификации, а если экзамен не сдан, то соискатель получает заключение с указанием разделов, по которым знания являются неудовлетворительными, а также рекомендации по повышению знаний в конкретной области.
– Сколько железнодорожников уже прошли процедуру НОК?
– За время проведения эксперимента независимую оценку квалификаций прошли уже более 2 тыс. человек. Например, по квалификации «монтёр пути» экзамены проводились в Красноярске, Тихорецке, Нижнем Тагиле, машинистов оценивали в Воронеже, Комсомольске-на-Амуре, Екатеринбурге, Самаре, Тюмени, а дежурных по переезду – в Омске и Ульяновске. В настоящее время предстоит подвести итоги проведённых экзаменов и синхронизировать дальнейшие планы в соответствии с утверждёнными «Приоритетными направления- ми развития системы независимой оценки квалификации» на дальнейшую перспективу.
– Отдельное направление НОК – работа с выпускниками учебных заведений. Налажено ли взаимодействие в этой части с отраслевыми вузами, колледжами и техникумами?
– Конечно, по этому направлению тоже велась соответствующая работа. С 2020 года процедуру НОК проходили студенты Красноярского института железнодорожного транспорта (филиал Иркутского государственного университета путей сообщения) по квалификации «монтёр пути». В 2020 году оценили 31 человека, в 2021-м – 30.
В феврале текущего года НОК также прошли 12 выпускников Московского колледжа транспорта Российского университета транспорта (МИИТ) по квалификации «помощник машиниста тепловоза». Проведение экзамена по методологии независимой оценки квалификаций продемонстрировало положительные результаты с точки зрения заинтересованности как образовательных организаций, так и самих студентов. Данная методология позволяет проверить не только теоретические знания, но и практические навыки в условиях, максимально приближенных к реальным производственным задачам. Экзамен проходил в два этапа. На первом студенты должны были продемонстрировать теоретические знания, и успешно справившиеся с этим заданием были допущены ко второму этапу, на котором проверялись практические навыки (в том числе с использованием тренажёров, позволяющих оценить сформированность практических навыков и алгоритмов действий).
– С 2016 года отраслевые учебные заведения проходят процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Расскажите о ней: что оценивают эксперты?
– Целью профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ПОА ОП) является сближение требований работодателей и системы образования.
ПОА ОП введена законом «Об образовании» в 2012 году, но её активное внедрение началось в 2016 году. Процедура осуществляется уполномоченной организацией в соответствии с утверждённым соответствующим Советом по профессиональным квалификациям порядком проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ в области железнодорожного транспорта и критериями.
Порядком предусмотрено 20 критериев, позволяющих оценить такие направления, как материально-техническая база, кадровая обеспеченность, востребованность образовательных программ, достижения обучающихся, вовлечённость работодателя в образовательный процесс, и другие.
В сфере железнодорожного транспорта оператором, допущенным Минобрнауки и Минпросвещения Российской Федерации к проведению ПОА ОП, является объединение «Желдортранс».
В настоящее время в процедуру ПОА ОП вовлечены все университетские комплексы железнодорожного транспорта. Экспертами объединения «Желдортранс» проведена ПОА ОП и подтверждено соответствие требованиям профессиональных стандартов и рынка труда 154 образовательных программ отраслевых вузов, колледжей и техникумов (в сфере высшего образования – 87, среднего профессионального – 63, дополнительного профессионального – 4).
По итогам прохождения процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ образовательным организациям выданы свидетельства установленного образца. Так, например, в прошлом году эту процедуру прошли Иркутский госуниверситет путей сообщения (и его филиалы – Красноярский и Забайкальский институты железнодорожного транспорта), Петербургский госуниверситет путей сообщения Императора Александра I (и его филиал в Брянске, а также Калужский техникум железнодорожного транспорта), Ростовский госуниверситет путей сообщения (и его филиал в Воронеже, Волгоградский, Владикавказский, Елецкий, Лискинский, Лиховский, Тамбовский и Тихорецкий техникумы железнодорожного транспорта), Омский и Сибирский госуниверситеты путей сообщения (и Томский техникум железнодорожного транспорта), Уральский госуниверситет путей сообщения (и его филиал в Челябинске), филиалы Самарского госуниверситета путей сообщения в Саратове и Алатыре, филиал Дальневосточного госуниверситета путей сообщения в Уссурийске.
В этом году по результатам аккредитационной экспертизы, проведённой «Желдортрансом», свидетельства о профессионально-общественной аккредитации получили, в частности, две образовательные программы высшего образования Омского государственного университета путей сообщения: «Логистика в транспортных системах» и «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте».
Планируем, что к концу 2022 года процедуры ПОА ОП будут проведены ещё по 40 программам отраслевых учебных заведений.
– В соответствии с «Приоритетными направлениями развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года» планируется ускорение процедур разработки и актуализации профессиональных стандартов. Как эта работа выстроена в компании?
– Цель ускорения процедур разработки и актуализации профессиональных стандартов – возможность скорейшего их применения и внедрения в условиях быстро меняющихся технологических процессов. В основном будут сокращены сроки рассмотрения и согласования проектов профессиональных стандартов Национальным советом, Минтрудом и отраслевыми министерствами.
Сам процесс разработки проекта профессионального стандарта предполагает проведение экспертного обсуждения специалистами предприятий, где применяются соответствующие производственные процессы, и на этом этапе в ОАО «РЖД» взаимодействие давно отработано.
ОАО «РЖД» одним из первых ещё в 2014 году приступило к разработке профессиональных стандартов, и в настоящее время ими охвачены все специфические для отрасли профессии и специальности.
Всего в области железнодорожного транспорта разработано и применяется 92 профессиональных стандарта и рекомендовано к применению 194 профстандарта, относящихся к ведению советов по профессиональным квалификациям других отраслей.
Основная работа завершена в 2020 году. Разработкой профильных для отрасли профессиональных стандартов занимается Центр организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД».
Профстандарт является «живым» документом, в котором на регулярной основе отражаются все актуальные изменения, в том числе обусловленные развитием современных цифровых технологий.
Беседовала Юлия Антич
СПРАВКА
«Приоритетные направления развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года» были разработаны в соответствии со Стратегией развития Национальной системы квалификаций до 2030 года и ориентированы на решение следующих задач:
1) повышение востребованности инструментов и механизмов независимой оценки квалификации (НОК);
2) повышение качества услуг проведения НОК;
3) развитие финансовой модели НОК;
4) обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов НОК.
Определены следующие направления повышения востребованности инструментов НОК: подтверждение профессиональных квалификаций выпускников высшего и среднего профессионального образования посредством гармонизации процедур государственной итоговой аттестации и НОК; допуск к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу и окружающей среде; подтверждение результатов самообразования; оценка квалификации персонала на предприятиях и в организациях; оценка квалификации привлекаемых иностранных трудовых мигрантов.
Задачу повышения качества услуг проведения НОК планируется решить с помощью обеспечения контроля за надлежащим выполнением процедур проведения НОК и качеством оценочных средств, повышения гибкости процедур проведения НОК (в том числе расширения практики дистанционного проведения НОК с использованием прокторинга), а также обеспечения информирования соискателей материалами, необходимыми для подготовки к успешному прохождению НОК.
Развитие финансовой модели НОК будет происходить путём повышения прозрачности тарификации услуг НОК, расширения перечня налоговых льгот в отношении НОК и устранения административных барьеров в финансировании НОК для государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, цены на продукцию которых регулируются государством.
Обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов НОК будет осуществляться посредством увеличения количества разрабатываемых и актуализируемых оценочных средств; обеспечения организационных мер для ускорения процедур разработки и актуализации профессиональных стандартов и квалификаций; создания условий для дальнейшего увеличения количества центров оценки квалификации (ЦОК) и экзаменационных площадок, минимизации административных барьеров, препятствующих деятельности ЦОК и советов по профессиональным квалификациям.