В начале августа, накануне Дня железнодорожника, Роспрофжел и Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (объединение «Желдортранс») подписали Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2023–2025 годы. Отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения во всех организациях железнодорожного транспорта и распространяется на более чем 200 организаций, где трудятся более 1 млн работников.
Первое соглашение (тогда это было Отраслевое тарифное соглашение) было подписано в 1992 году. Отраслевое соглашение на 2023–2025 годы – это 13-й по счёту подобный документ социального партнёрства в железнодорожной отрасли, не считая того, что ещё четыре раза действующие соглашения продлевались.
Подписанию нового соглашения предшествовала большая и конструктивная совместная работа Роспрофжела и объединения «Желдортранс» с активным участием ОАО «РЖД». Несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию в условиях беспрецедентного санкционного давления на экономику Российской Федерации, мы сумели договориться о сохранении всех традиционных гарантий, компенсаций и льгот, предоставляемых работникам и неработающим пенсионерам.
При подготовке нового соглашения за основу взято действующее Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2020–2022 годы.
В ходе коллективных переговоров было проведено четыре заседания рабочей группы Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях железнодорожного транспорта, три совещания координаторов Отраслевой комиссии и более 10 расширенных консультативных совещаний, на которых было рассмотрено около 300 поступивших предложений. Финальным этапом стало итоговое голосование членов Отраслевой комиссии.
В текст нового документа внесено 15 новых и более 30 уточняющих изменений.
Всего для работников, как и прежде, предусмотрено более 60 различных гарантий, компенсаций и льгот, ещё 10 – для неработающих пенсионеров, а также дополнительные льготы для ветеранов Великой Отечественной войны и почётных железнодорожников. Среди них, в частности, индексация заработной платы, льготы по проезду на железнодорожном транспорте, добровольное медицинское страхование, поощрение за многолетнюю добросовестную работу на железнодорожном транспорте при уходе на пенсию, оздоровление работников и ветеранов, детский отдых, корпоративная пенсионная система.
Среди существенных изменений, внесённых в текст нового соглашения, можно отметить следующие.
Теперь чётко указано, что индексация заработной платы работников производится ежегодно в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Включён новый пункт, где сказано, что в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения работодатели содействуют в проведении вакцинирования работников. Также указано, что работодатели и профсоюзные организации проводят совместную работу по пропаганде здорового образа жизни.
Предусмотрено, что формирование условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи должно проводиться с учётом традиционных культурных и семейных ценностей.
В соглашении закреплено, что стороны социального партнёрства считают приоритетными такие направления деятельности, как закрепление молодёжи в организациях, содействие повышению профессиональной квалификации, служебному росту, правовой и социальной защищённости молодёжи.
Согласованы и включены совершенно новые актуальные на сегодняшний день нормы:
– работодатель в соответствии с Коллективным договором и локальными нормативными актами может предоставлять дополнительные гарантии и льготы работникам – членам трудовых династий на железнодорожном транспорте;
– для поддержки волонтёрского движения организации могут предусматривать работникам-волонтёрам меры дополнительной социальной поддержки.
Есть важные изменения и в разделе, посвящённом охране труда.
Так, установлено, что работодатель должен информировать работников об условиях и охране труда на их рабочих местах: о существующих профессиональных рисках и их уровнях, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов, о предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании оборудования, производящего дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процесса работы для контроля за её безопасностью, а также обеспечивает ознакомление работников под роспись с требованиями охраны труда.
Уточнён пункт об обеспечении питьевой водой работников. Конкретизировано, что работники должны обеспечиваться природной и (или) бутилированной питьевой водой в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Установлено, что работодатели обеспечивают работников исправным инструментом и средствами малой механизации.
Теперь определено, что работодатель обязан извещать первичную организацию профсоюза о каждом несчастном случае на производстве, а не только о каждом групповом тяжёлом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом, как это предусматривалось ранее.
Профсоюзной стороне, к сожалению, не удалось добиться установления в соглашении конкретных размеров выплат семьям погибших на производстве работников и работникам, получившим группу инвалидности вследствие несчастного случая на производстве.
Однако было закреплено, что работодатель занимается организацией отдыха и оздоровления в детских лагерях детей работников, погибших в результате несчастного случая на производстве.
Новое соглашение вступит в силу 1 января 2023 года. Нужно отметить, что в соответствии со статьёй 48 Трудового кодекса Российской Федерации этот документ действует в отношении всех работодателей независимо от того, является организация членом объединения работодателей, заключившего соглашение, или нет. Это минимум, который должны обеспечить все организации отрасли. При этом Отраслевое соглашение позволяет любому работодателю устанавливать дополнительные льготы и гарантии.
На основе нового Отраслевого соглашения будут заключаться коллективные договоры организаций железнодорожного транспорта, в том числе крупнейшего работодателя страны – компании «Российские железные дороги».