В условиях постоянного повышения требований бизнеса к молодым специалистам на учебные заведения ложится важная миссия – помочь студентам выстроить карьерную траекторию и способствовать их взаимодействию с потенциальными работодателями. Решить эти задачи призваны центры карьеры, которые в настоящее время активно открываются в том числе при транспортных вузах.
По данным карьерного сервиса «Факультетус», к началу этого года в 72% высших учебных заведений страны созданы центры карьеры. Многие из них в последнее время переосмыслили свою миссию, акцентируя внимание не только на вопросах трудоустройства выпускников и сопровождения практики, но и на потребностях реального рынка труда и профессиональных склонностях студентов.
«Если траектория развития карьерных центров трансформируется, мы получим серьёзный рост связи вузов с рынком, качества прохождения практики студентами, условий труда для молодых специалистов на предприятиях и вовлечённости студентов в образование и науку за счёт понимания карьерных целей и возможностей, – отметил генеральный директор сервиса «Факультетус» Сергей Вищипанов. – Когда студент засматривается на какую-то работу, центр карьеры должен заметить это, найти 10–20 работодателей и ввести их в структуру университета. Если мы сможем обеспечить трансформацию центров карьеры с глубокой цифровизацией процессов и формированием цифрового следа каждого студента и выпускника, уже в течение первого года мы увидим качественные изменения в университетской среде».
В отраслевых вузах центры карьеры работают в тесной связке с отраслевыми партнёрами. Так, например, Центр занятости и содействия трудоустройству Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I координирует взаимодействие деканатов факультетов и кафедр со структурными подразделениями ОАО «РЖД». Специалисты центра также изучают спрос и предложения по профилю подготовки кадров на транспортных и промышленных предприятиях Санкт-Петербурга и регионов и помогают студентам выбрать подходящее для них место практики и будущего трудоустройства.
Центр развития карьеры Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) помогает студентам и выпускникам найти достойную работу, а компаниям – молодых и амбициозных сотрудников. Для этого эксперты центра проводят консультации по вопросам трудоустройства, встречи студентов с представителями работодателей, а также массовые профориентационные мероприятия (хакатоны, деловые игры, воркшопы, тренинги, экскурсии на производство). «Важно, чтобы студенты поняли свои интересы и оценили способности для успешной работы в будущем», – отметили в СГУПСе.
Как подчеркнула начальник Управления талантами Российского университета транспорта (МИИТ) Варвара Лазуткина, важно, чтобы студенты получали в университете не только теоретические знания, но и реальное представление о ситуации на рынке труда и были готовы к запросам работодателей.
«Когда Центр карьеры не только подбирает практику, но и выстраивает индивидуальные траектории, работает в цифровой среде, ведёт отслеживание своих выпускников, он имеет возможность прогнозировать спрос компаний, быть постоянным помощником для отраслевых партнёров в подборе нового персонала. В результате вуз идёт в ногу со временем. Безусловно, Центр карьеры должен работать и с учебными планами, подбирать таких студентов, которые готовы меняться, давать им soft skills», – рассказала она.
В Центре карьеры РУТ (МИИТ) для студентов проводятся карьерные консультации, знакомство с работодателями, экскурсии в компании, тренинги и мастер-классы по развитию надпрофессиональных навыков. Например, в мае психолог и профориентатор Марьям Хузина организовала авторский мастер-класс «Тайм-менеджмент: планирование и расстановка приоритетов». А в середине июня прошли мастер-классы директора центра Юлии Ерофеевой. Она рассказала слушателям о видах резюме, нюансах их составления и самых распространённых ошибках, а также о том, с чего начать поиск работы выпускнику вуза.
В прошлом году Центр карьеры РУТ (МИИТ) и рекрутинговая компания SuperJob подписали соглашение о сотрудничестве. Документ подразумевает проведение ряда программ, благодаря которым студенты получат возможность проходить стажировки в ведущих компаниях и организациях. «Мы очень рады сотрудничать с таким крупным и успешным вузом, как РУТ (МИИТ). Компания SuperJob готова оказать целый ряд услуг: мастер-классы и стажировки в крупных компаниях, прохождение практик с дальнейшим трудоустройством», – подчеркнула вице-президент компании SuperJob Елена Никифорова.
Кроме того, Центр карьеры РУТ (МИИТ) имеет собственный карьерный портал (careermiit.ru) – там карьерные консультанты проводят развивающие вебинары (например, «Сила эмоционального интеллекта», «Гибкость и адаптивность – залог успеха молодого специалиста»), регулярно выставляются актуальные вакансии и анонсы профориентационных мероприятий (в том числе отраслевых ярмарок вакансий).
Помощь компаний
Определиться с будущим местом работы, а также получить актуальные знания и навыки студентам помогают и сами работодатели. Так, например, на Карьерном портале РЖД есть раздел «Соискателям», где можно познакомиться с актуальными вакансиями и требованиями к потенциальным работникам.
В разделе «Студентам» выкладываются анонсы практик и стажировок в компании, в которых могут принять участие студенты из разных вузов страны. Кроме того, у них есть возможность подать заявку на участие в экскурсиях на железнодорожные предприятия, кейс-чемпионатах, квизах и хакатонах, а также в научных семинарах.
Также учащиеся российских вузов, колледжей и техникумов могут откликнуться на проект «Студенческие амбассадоры РЖД». В этом году в проекте участвуют 119 студентов.
«Сегодня молодые таланты, как правило, хотят попробовать свои силы в разных направлениях, и большинство из них ещё не определились до конца ни со своей профессией, ни с компанией, в которой готовы надолго остаться работать. Но наша программа – как большой просветительский проект – в любом случае сыграет свою роль, и многие студенты будут знать, чем живёт отрасль, над какими проектами работает ОАО «РЖД» и чего можно ждать от трудоустройства в крупнейшую российскую транспортно-логистическую компанию», – рассказала ранее заместитель начальника Центра внутренних коммуникаций и бренда работодателя ОАО «РЖД» Маргарита Соцкая.
Юлия Антич