Реальные инженерные проекты становятся всё сложнее и требуют высококвалифицированных кадров, которые должны приступать к работе без длительных периодов адаптации, погружения и доучивания. Чтобы выпускники транспортных университетов были к этому готовы, в учебный процесс при поддержке отраслевых компаний-партнёров активно внедряется проектная деятельность.
В ходе проектной работы студенты получают практический опыт по получаемой специальности. При этом тематику проекта могут предложить как преподаватели, так и представители компаний, сотрудничающих с вузом. Как правило, задача касается какой-то конкретной проблемы, с которой выпускники могут столкнуться после трудоустройства.
В академии «Высшая инженерная школа» (ВИШ) Российского университета транспорта (МИИТ) работа над проектами – это обязательный элемент всех образовательных программ бакалавриата и магистратуры.
«Формат проектно-ориентированного обучения в настоящее время активно развивается в мировой образовательной практике, а также внедряется в деятельность передовых отечественных высших учебных заведений (например, таких как Высшая школа экономики, Московский политех). Вместе с тем, если рассматривать сочетание такого формата с предметной областью транспортных технологий на стыке урбанистики, цифровизации и новых инженерных решений, можно говорить об определённой уникальности его реализации у нас», – подчеркнул директор академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ) Олег Покусаев.
Все проекты в ВИШ делятся на две категории: выполняемые в рамках дисциплины «Проектная деятельность» (за них студенты получают отметку «зачёт») и выполняемые в рамках любых других активностей (форсайтов, хакатонов, олимпиад).
Задачи студентам для разработки проекта дают в том числе индустриальные партнёры университета. Для выполнения каждого заказа в ВИШ формируется одно или несколько малых студенческих предприятий (IT-компаний) со своим лидером (СЕО, MD – Chief Executive Officer или Managing Director) и командой разработчиков. Цель такого предприятия – выполнить заказ в установленные сроки в соответствии с ожиданиями и требованиями партнёра-заказчика.
Чтобы оценить усилия и результаты работы студентов, в академии введена в обращение валюта – коины (или ВИШкоины). По итогам защиты проекта их можно обменять на баллы для выставления оценки (60–74 – удовлетворительно; 75–84 – хорошо; 85–100 – отлично). Также на коины можно купить дополнительный обучающий курс или экспертные консультации.
В начале июля этого года в ВИШ состоялась открытая презентация проектов студентов. Отраслевые эксперты заслушали 10 проектов из сфер IT-технологий, систем мобильной связи и промышленного дизайна. Студенты разработали решения для таких структур и компаний, как «Аэроэкспресс», ОАО «РЖД» и «РЖД Технологии», «МаксимаТелеком», Департамент транспорта и развития города Москвы. Круг задач был разнообразен: от создания IT-сервиса по оценке углеродного следа и аналитики поездок московского шеринга до разработки управляемого коммутатора и дизайна кабины машиниста.
Представители компаний и ведомств высоко оценили вклад студентов в решение актуальных задач отрасли.
«Считаю, что студенты, которые работали над задачей по исследованию распространения радиоволн 5G в метро, провели очень глубокую и важную работу. Если телекоммуникационные компании возьмут на вооружение расчёты ребят, то мы станем едва ли не единственным метрополитеном в мире, где так хорошо принимает интернет-сигнал», – отметила начальник службы внешних связей метрополитена, МЦК и автовокзалов Мария Ельченко.
По словам первого заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергея Колесникова, компания ждёт именно таких выпускников – обладающих не только теоретическими, но и практическими знаниями, а также понимающих, как применять свои знания в реальной работе.
По итогам защиты все компании-заказчики приняли выполненную работу.
В Самарском государственном университете путей сообщения (СамГУПС) действует проектный офис. Он предназначен для поддержки инициатив студентов, аспирантов и учёных университета по транспортной тематике. Работа проектного офиса ориентирована на поддержку четырёх типов проектов: социальных (здравоохранение, демография, социальное обслуживание, экотуризм, волонтёрство), образовательных (кадровое обеспечение промышленного роста, новые модели образования, актуальные компетенции), технологических (цифровые коммуникации, технологические инновации, рынки будущего, технологические продукты, цифровые решения и услуги) и городских (общественные пространства, целевые модели вовлечения граждан в решение вопросов благоустройства и городского развития).
В прошлом году к отбору было допущено девять актуальных проектов, связанных с повышением эффективности работы объектов железнодорожной инфраструктуры, безопасности движения поездов и пассажирского комплекса. В качестве экспертов выступили заместитель главного инженера Куйбышевской железной дороги Дмитрий Санкин и директор НИИ «Транспорт» СамГУПСа Полина Романова.
По результатам отбора в финал вышли четыре проекта: «Разработка устройства для контроля статической подуклонки рельсов», «Использование беспилотных летательных аппаратов для мониторинга дорожно-транспортной обстановки и дорожных объектов, в том числе объектов железнодорожной инфраструктуры», «Температурные напряжения, возникающие в рельсовой плети при вводе в оптимальный температурный интервал» и «Формирование системы транспортно-пересадочных узлов с целью развития городской мобильности и улучшения качества городской среды».
По словам Дмитрия Санкина, все проекты представляют несомненный интерес для железнодорожного транспорта и Куйбышевской железной дороги.
Организаторами проектного обучения выступают и сами компании. Так, на Карьерном портале ОАО «РЖД» регулярно обновляются анонсы практик и стажировок, в ходе которых студенты могут поработать над реализацией конкретных проектов. В разное время набор проходил на такие программы, как «Цифровизация производственной работы», «Исследование цифровых технологий», «Автоматизация бизнес-процессов», «Разработка сервисов бортовой системы».
Юлия Антич