На Свердловской железной дороге первая женщина получила свидетельство о праве на управление электровозом
В этом году три девушки – помощники машиниста из эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Свердловской дирекции тяги приступили к обучению по профессии «машинист электровоза». В начале июля первой на сети РЖД женщиной, получившей свидетельство о праве на управление электровозом в пассажирском движении, стала Оксана Соколова. «Пульт управления» побеседовал с заместителем начальника Свердловской дирекции тяги Дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам Еленой Пинигиной о том, как проходят обучение и процесс адаптации женщин в новой для них профессиональной роли.
– В начале февраля три девушки – помощники машиниста из эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Свердловской дирекции тяги приступили к обучению по профессии «машинист электровоза». В начале июля одна из них успешно сдала экзамен. Как проходило обучение?
– В сентябре этого года вступает в силу новый профессиональный стандарт, согласно которому минимальный стаж работы в должности помощника машиниста электровоза для перевода на должность машиниста электровоза сокращён с двух лет до полугода. Это позволит женщинам – помощникам машиниста сделать новый карьерный шаг.
На Свердловской железной дороге обучение девушек проходит в нашем Екатеринбург-Сортировочном подразделении Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций. Все девушки учились и учатся по проверенному и выстроенному процессу. Не было каких-то отдельных групп. Все учатся на равных и одинаковых условиях наравне с мужчинами.
– Сколько сейчас девушек проходит обучение по профессии «машинист электровоза»?
– Перед тем как начать набор на обучение, мы провели несколько анонимных опросов среди девушек – помощников машиниста, машинистов и машинистов-инструкторов, в чьих колоннах они работают. Из этих ответов мы поняли, что не только женщины, но и мужчины хотят, чтобы профессия машиниста стала доступнее.
Изначально у нас было много желающих, но не все прошли медицинскую комиссию. По итогу к обучению были допущены три девушки, а экзамен сдала в начале июля только Оксана Соколова. На данный момент на нашей дороге проходит обучение на машиниста электровоза одна девушка.
– Какие предметы они изучают?
– Программа включала в себя 728 часов в очно-заочном формате по модульной системе. Всего в обучение входит восемь модулей. Это общепрофессиональный модуль, который включает в себя общий курс железных дорог, основы экономических знаний и трудового законодательства, общие вопросы ПТЭ железных дорог и гражданской обороны.
Второй модуль посвящён обслуживанию при приёмке (сдаче), экипировке. В него входят устройства электровоза, автотормозов, принципы работы и устройства локомотивных систем безопасности, ПТЭ, инструкции и безопасность движения при приёмке (сдаче), экипировке локомотива, подготовке его к работе. Третий модуль включает в себя предметы по выполнению работ по управлению локомотивом и ведению поезда. В него входили не только профильные предметы, но и дисциплины по клиентоориентированности и стрессоустойчивости. Четвёртый модуль посвящён выполнению работ по техническому обслуживанию электровоза в пути следования. Пятый модуль состоит из предметов, посвящённых устранению неисправностей на электровозе или составе вагонов, возникших на пути. Шестой модуль – устройство и конструкция электровоза. Седьмой модуль – безопасные методы и приёмы вождения электровоза. Заключительный модуль посвящён работе в зимний период. В него входят предметы по организации, особенностям работы машиниста в зимний период. После прохождения каждого модуля было тестирование, а затем теоретические знания закреплялись на практике – на тренажёрах и натурных образцах в депо Свердловск-Пассажирский.
Сам экзамен на право управления электровозом проходил в два этапа. Первый этап – это внутренее тестирование и демонстрация своих навыков на специальном тренажёре. После прохождения внутренних испытаний кандидатов ждёт экзамен в Ространснадзоре. Он проходит в виде электронного тестирования.
– На каких дорогах девушки ещё проходят обучение по профессии «машинист электровоза»?
– Помимо нашей дороги две девушки проходят обучение на Московской железной дороге в Пресненском подразделении Московского УЦПК.
– Почему именно в Свердловской дирекции тяги большое количество девушек учатся по мужской профессии?
– Изначально для работы женщин были одобрены два полигона – это Московская и Свердловская железные дороги.
Они были отобраны по множеству критериев, куда входили участок, перегон по километражу, профиль пути и использование локомотива. Хочу подчеркнуть, что у нас девушки работают на пассажирских локомотивах. Также очень важным моментом было отслеживание отдыха локомотивных бригад. Нам было важно, чтобы в домах отдыха была оборудована специальная зона, где девушки могли бы спокойно отдохнуть. Согласно этим критериям наша дирекция подошла.
– Есть ли от самих девушек обратная связь по обучению?
– Нашим девушкам очень важно, чтобы к ним относились на равных и не делали никаких поблажек. Конечно, было трудно и страшно, но они получили колоссальную поддержку от своих коллег. Девушки очень активны. Они не только хорошо справляются со своими обязанностями, но и активно участвуют в жизни коллектива.
У Оксаны Соколовой впереди трёхмесячная обкатка под руководством машиниста-инструктора депо. До тех пор, пока ей не выдадут заключение о возможности работы за правым крылом локомотива, железнодорожница будет водить пассажирские поезда в направлении Тюмени, Дружинино и Перми в качестве помощника машиниста.
Беседовала Дарья Чикиркина