Центральная дирекция пассажирских обустройств (ЦДПО) в качестве своих основных приоритетных задач на 2022–2025 годы называет улучшение качества транспортного обслуживания населения, повышение эффективности использования станционных и вокзальных объектов, а также увеличение доходности, включая оптимизацию эксплуатационных расходов и повышение производительности труда. Решение приоритетных задач в части повышения производительности труда возможно через рациональное использование трудовых ресурсов. Учитывая, что затраты на персонал составляют значительную величину всех расходов, важно правильно определить технологическую (нормативную) численность работников.
Внимание уделяется всем
Под управлением ЦДПО, образованной 1 апреля 2012 года, находятся свыше 28 тыс. объектов, в том числе вокзалы, пассажирские здания, остановочные пункты и станции, павильоны, платформы и другие технологические объекты пассажирской инфраструктуры. В состав ЦДПО входит 16 региональных дирекций, общая численность работников составляет 4,5 тыс. человек.
В соответствии со статьёй 159 Трудового кодекса РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учётом мнения профсоюза. Непосредственно нормативную численность руководителей производства работ возможно определить через нормы управляемости которые, в свою очередь, отражают количество работников и объектов, которыми эффективно и при рациональной загрузке в течение рабочего дня может управлять руководитель производства работ. До настоящего времени нормы управляемости для них в нормативной базе по труду ОАО «РЖД» отсутствовали. При этом применение норм управляемости смежных структурных подразделений ОАО «РЖД» не представлялось возможным по причине несопоставимости и уникальности трудовых функций руководителей производства работ дирекций пассажирских обустройств, несмотря на их первоначальную схожесть.
Своя база
С 2012 года ЦДПО была инициирована плановая и методичная разработка нормативных документов ОАО «РЖД», в результате которой сформирована база документов, регламентирующих функционирование участков пассажирских обустройств, а также введено понятие «транспортно-пересадочный узел» как технологический комплекс объектов пассажирской инфраструктуры (ранее такое понятие в ОАО «РЖД» отсутствовало). В связи с этим у дирекции возникла потребность в прогрессивных решениях по повышению эффективности организации работы и производительности труда персонала и, как следствие, разработке централизованных норм управляемости для руководителей производства работ дирекций пассажирских обустройств.
Основным исполнителем по совершенствованию базы норм труда в ОАО «РЖД» является Центр организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН).
При разработке норм управляемости для руководителей производства работ дирекций пассажирских обустройств учитывались такие факторы, как техническая оснащённость участков пассажирских обустройств (количество объектов пассажирских обустройств), функции двустороннего контроля исполнения договорных обязательств, количество подчинённых работников, протяжённость участков, группы и показатели эффективности работы участков, количество основных средств, форма организации труда, структура управления и другие.
На основании собранных и обработанных данных с учётом применения процессного подхода в управлении холдингом «РЖД» и требований нормативной и технической документации ЦОТЭН разработал Единый перечень трудовых функций руководителей производства работ дирекций пассажирских обустройств. Проанализированы данные о трудозатратах руководителей производства работ на участках пассажирских обустройств по каждой трудовой функции. Проведены хронометражные наблюдения и фотографии рабочего дня. По каждой трудовой функции была определена трудоёмкость с учётом прямой зависимости факторов, влияющих на итоговые трудозатраты при выполнении той или иной функции, в том числе наличие на участках действующих высокоскоростных железнодорожных магистралей и туристско-рекреационных особых экономических зон.
Центром была рассчитана оптимальная и достаточная норма управляемости для руководителей производства работ на участках пассажирских обустройств. Они разработаны с учётом требований по безопасности производственных процессов (охрана труда, промышленная, пожарная и электробезопасность), а также типовых технологических процессов работы вокзальных комплексов, транспортно-пересадочных узлов и остановочных пунктов.
По проекту норм управляемости для руководителей производства работ дирекций пассажирских обустройств учитывалось положительное мотивированное мнение первичной профсоюзной организации ЦК ППО «Роспрофжел» о возможности практического применения разработанных норм труда для расчёта нормативной численности руководителей производства работ на участках пассажирских обустройств дирекций.
Результатом проведённый работы по разработке стали утверждённые распоряжением ОАО «РЖД» от 28 июня 2022 года № 1677/р нормы управляемости руководителей производства работ дирекций пассажирских обустройств. Они содержат технически обоснованные нормы по каждой должности и профессии работников, предусматривающие единый порядок расчёта их численности с учётом индивидуальных показателей каждого участка пассажирских обустройств. Следующей немаловажной задачей, которая позволит снизить операционные расходы, является автоматизация расчёта норм управляемости для руководителей производства работ дирекций пассажирских обустройств в автоматизированной системе ЕК АСУТР.
Утверждение централизованных норм управляемости для руководителей производства работ дирекций пассажирских обустройств является одним из этапов по совершенствованию системы организации и нормирования труда в Центральной дирекции пассажирских обустройств.
Так, в настоящее время с учётом утверждённых норм управляемости для руководителей производства работ дирекций пассажирских обустройств нормами труда в ЦДПО охвачено более 95% от общей численности работников всех должностей и профессий.