Развитие проекта «Городская электричка», который ОАО «РЖД» реализует совместно с региональными властями, набирает обороты. Уже не только в Москве, но и в других городах страны железная дорога успешно интегрируется в систему городского общественного транспорта.
Городские электрички уже курсируют в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону, Красноярске, Волгограде, Уфе, Воронеже, Тюмени, Владивостоке, Калининграде, Сочи, Тамбове, Новосибирске. Ещё с несколькими регионами ОАО «РЖД» детально прорабатывает вопрос организации маршрутов, в том числе с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (эти два региона образуют вторую по величине агломерацию в России).
«Железные дороги – это самый экологичный, тихий и удобный наземный вид транспорта, способный перевозить самое большое количество пассажиров в городе», – говорил ранее генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
Москва
Первые два маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Подольск – Нахабино) были запущены в 2019 году, ОАО «РЖД» активно продолжает развитие диаметров.
Так, например, в июне этого года первых пассажиров принял новый транспортно-пересадочный узел Печатники. Строителями были возведены две платформы с навесами на всю длину, вестибюль-конкорс, соединённый с тоннелем для безопасного перехода через железнодорожные пути.
Помимо доступа к платформам новая пассажирская инфраструктура выполняет транзитную функцию и обеспечивает безопасный переход через железнодорожные пути из одной части города в другую. Благодаря мосту-конкорсу и подземному тоннелю обеспечена пешеходная связь районов Печатники и Текстильщики. Ожидается, что к 2025 году станцией Печатники ежедневно будут пользоваться около 8,5 тыс. пассажиров.
На участке Каланчёвская – Курский вокзал МЦД‑2 продолжается масштабная реконструкция инфраструктуры: завершается надвижка трёх арочных конструкций Каланчёвского путепровода и подготовка земляного полотна для третьего главного пути, движение по которому откроется в августе.
«Запуск третьего главного пути позволит уйти от реверсивного движения на участке и увеличить количество поездов на МЦД-2. Так как строительство ведётся в условиях плотной городской застройки, одновременно выполняется комплекс шумозащитных мероприятий, в числе которых укладка виброизолирующих матов и установка шумозащитных экранов», – рассказал начальник Московской железной дороги Валерий Танаев.
Кроме того, на Каланчёвской выполнены железобетонные работы по строительству второй платформы, где ведётся монтаж навеса. Параллельно возводится вторая часть вестибюля со стороны улицы Каланчёвская. Его общая площадь составит около 2,5 тыс. кв. м.
Параллельно этой работе идёт масштабная подготовка к запуску ещё двух диаметров: МЦД-3 Зеленоград – Раменское и МЦД-4 Железнодорожная – Апрелевка. На будущем МЦД-4 железнодорожники реконструируют станцию Очаково: вместо старой платформы здесь появятся удобный мини-вокзал с надземным пассажирским вестибюлем и две островные платформы с навесами. Также ведутся предпроектные проработки МЦД-5 (Ярославско-Павелецкий) от Пушкино до Домодедово. Для соединения ярославского и павелецкого направлений не исключено строительство глубокого тоннеля в центральной части столицы.
Нижний Новгород
В городе 11 июля состоялся запуск первой линии Нижегородских центральных диаметров (НЦД), которая связала город Бор, а также Канавинский, Автозаводский и Приокский районы Нижнего Новгорода. Железнодорожные маршруты получили название по аналогии с МЦД.
До запуска НЦД все пригородные поезда имели конечную остановку на станции Нижний Новгород-Московский. Жителям города Бор (в нём живут около 76 тыс. человек), например, чтобы попасть в аэропорт, приходилось доезжать до Московского вокзала и дальше пересаживаться в другую электричку до станции Нижний Новгород-Стригино. Новый маршрут НЦД предполагает промежуточную остановку на Московском вокзале и следование одним составом до проспекта Гагарина через микрорайон Сортировочный, Аэропорт, Кудьму и Окский Берег.
На первом этапе по маршруту НЦД будут курсировать три поезда, ежедневный пассажиропоток прогнозируется на уровне до 400 человек.
Отметим, что проект НЦД реализуется Горьковской железной дорогой совместно с правительством региона и АО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания».
Ростов-на-Дону
Городские электрички в Ростове-на-Дону продолжат развитие. Такое решение было принято на прошедшей 7 июля встрече губернатора Ростовской области Василия Голубева и начальника Северо-Кавказской магистрали Сергея Задорина.
Напомним, городская электричка в Ростове отправилась в первый рейс в 2016 году. Изначально на её маршрутах курсировали три пары пригородных поездов сообщением Ростов-Главный – Ростов-Западный, Ростов-Западный – Кизитеринка, Кизитеринка – Ростов-Главный. В сентябре 2017 года было организовано движение дополнительной пары поездов по маршруту Ростов-Главный – Ростов-Западный.
Сегодня маршрутная сеть городских электричек объединяет 19 остановочных пунктов и станций, связывая районы Западного жилого массива, Строй-городка, Сельмаша и Александровки с центром города.
С момента начала реализации проекта городские электрички перевезли более 850 тыс. пассажиров. Ежедневно этим видом транспорта пользуются порядка 730 ростовчан и гостей города. На прошедшем совещании руководителей дороги и региона была рассмотрена возможность создания новых остановочных пунктов и транспортно-пересадочных узлов, обустройство подъездных путей и подходов к пассажирским платформам. К примеру, остановочные пункты Сады и Левенцовская оснащены пассажирскими платформами, способными обеспечить безопасную посадку и высадку пассажиров. Однако из-за отсутствия автомобильных подъездов от микрорайона Левенцовский, а это порядка 2,5–3 км, местные жители и люди, работающие здесь, не пользуются городской электричкой. В случае организации транспортного сообщения между микрорайоном и остановочными пунктами горэлектрички время, затраченное на дорогу в центр города, сократится в разы, составив в общей сложности 25–30 минут вместо сегодняшних 1,5–2 часов.
Ещё одним направлением развития может стать промышленная зона по улице Доватора, где расположено порядка 10 тыс. рабочих мест. Было предложено рассмотреть возможность строительства здесь остановочного пункта, а также обустройства подхода и подъездного пути протяжённостью порядка 1,1 км. При этом необходимо будет продлить местные автобусные маршруты. Ещё один остановочный пункт предлагается организовать в районе улицы Соловьиной. Он обеспечит транспортную доступность для населения как минимум двух жилых комплексов, а также нового микрорайона Суворовский. Причём если жилые комплексы расположены поблизости от остановочного пункта, то для подвоза жителей микрорайона предлагается использовать действующие автобусные маршруты.
В рамках реализации проекта также предлагается разместить новый остановочный пункт в юго-восточной части города, неподалёку от активно развивающегося жилищного комплекса Красный Аксай. Прогнозируется, что остановка электрички здесь будет крайне востребована ввиду густонаселённости микрорайона, на территории которого расположено 26 многоквартирных домов.
Кроме того, на совещании было озвучено, что в перспективе сеть городской электрички может интегрироваться со схемой скоростного трамвая, строительство которого планируется в донской столице.
«Очевидно, что потенциал городской электрички не исчерпан. Речь идёт о её развитии как одного из основных элементов транспортной системы Ростова и Ростовской области. Дано поручение проработать возможность создания новых станций. Это означает, что при модернизации транспортной системы Ростова-на-Дону все виды транспорта должны быть увязаны между собой и созданы транспортные узлы. В итоге этот комплекс должен повлиять на качество транспортного обслуживания горожан», – сказал Василий Голубев.
Для решения поставленных задач участники совещания решили создать рабочую группу, в которую войдут представители Министерства транспорта Ростовской области, администрации Ростова-на-Дону и Северо-Кавказской железной дороги. До начала августа дорожная карта по развитию проекта «Городская электричка» должна быть скорректирована с учётом поступивших предложений.
«Мы с руководством области договорились о развитии проекта «Городская электричка». Учитывая, как динамично развивается транспортная система, городская электричка – это уже не просто электропоезд и остановки, а транспортно-пересадочные узлы, в которых задействованы другие виды транспорта и будут задействованы новые микрорайоны», – отметил Сергей Задорин.
Екатеринбург
В уральской столице городская электричка является одним из самых популярных видов общественного транспорта. Ежедневно её услугами пользуются около 2,5 тыс. человек. Во время международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2022», которая проходила 4–7 июля в Екатеринбурге, было заключено соглашение о взаимодействии при подготовке и реализации проекта «Маршрут Новокольцовский в городе Екатеринбурге». Подписи под документом поставили губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, глава Екатеринбурга Алексей Орлов и начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников.
Маршрут предусматривает организацию внутригородского железнодорожного сообщения между железнодорожной станцией Екатеринбург-Сортировочный и остановочным пунктом Аэропорт Кольцово за счёт строительства объектов железнодорожной инфраструктуры, в том числе остановочных пунктов Студенческая, ЭКСПО, Сима-ленд. Документом предусмотрено, что порядок финансирования и этапы реализации проекта будут определены отдельным соглашением после уточнения его параметров.
В этот же день главы восьми муниципальных образований, входящих в Екатеринбургскую агломерацию, подписали дорожную карту реализации проекта городских железнодорожных перевозок по принципу наземного метро.
«Население Екатеринбургской агломерации составит порядка 2,5 млн человек. Появление городской железнодорожной инфраструктуры принципиально изменит транспортный каркас и обеспечит серьёзный потенциал для развития мобильности населения на долгосрочную перспективу», – рассказал Иван Колесников.
Виталий Маслюк,
Игорь Евдокимов