С нового учебного года в 115 российских университетах начнут работать цифровые кафедры. Обучение там будет вестись по программам дополнительного образования в сфере цифровой экономики. Новое подразделение откроется и в Российском университете транспорта (МИИТ).
Цифровые кафедры – это совместный проект Минобрнауки и Минцифры, предусмотренный федеральным проектом «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Цифровые кафедры создаются с целью обучения студентов цифровым навыкам и получения ими новой профессии в сфере информационных технологий. На первом этапе новые подразделения откроются на базе 150 вузов – кандидатов и участников программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». При этом список участников ежегодно будет расширяться.
Актуальность проекта в первую очередь связана с тем, что в IT-сфере в настоящее время наблюдается кадровый голод. Как сообщил на недавнем совещании о реализации и результатах инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, в стране не хватает около 1 млн таких специалистов. Одной из проблем стал и дефицит бюджетных мест в вузах по IT-направлениям – их в прошлом году насчитывалось всего 80 тыс. (в эту приёмную кампанию их количество увеличено в два раза – до 160,4 тыс.).
Открытие цифровых кафедр на базе вузов позволит уже в этом году начать обучать более 80 тыс. студентов, которые в перспективе получат дополнительную квалификацию в IT-области.
На цифровые кафедры смогут попасть как студенты старших курсов профильных IT-специальностей (им будет доступна усиленная подготовка по новому виду профессиональной деятельности), так и те, чья будущая специальность не относится к этой сфере (для них разработают программы, направленные на развитие базовых, необходимых на современном этапе IT-компетенций). Решение о том, будет ли проводиться отбор кандидатов на цифровое обучение, вузы примут самостоятельно.
Чему будут учить
Каждый вуз разрабатывает соответствующие программы дополнительной профессиональной переподготовки по различным IT-направлениям: разработка цифровых продуктов и веб-приложений, администрирование отечественных операционных систем и другим. Всего запустят более 300 программ. Обучение начнётся в сентябре и в среднем продлится девять месяцев.
Так, например, студенты социогуманитарных факультетов Томского государственного университета смогут получить дополнительную квалификацию по дата-аналитике и медиамаркетингу. В Северо-Кавказском федеральном университете идёт разработка программ профессиональной переподготовки в сферах Big Data, Интернета вещей, искусственного интеллекта, кибербезопасности и защиты данных, поиска новых и портативных источников энергии, программирования и создания IT-продуктов, промышленного дизайна и 3D-моделирования, цифрового дизайна, а также цифрового маркетинга и медиа. В Казанском федеральном университете появится набор программ дополнительного образования по программированию, разработке ПО, аналитике и другим этапам жизненного цикла разработки. В Алтайском государственном университете появятся дисциплины «Цифровая культура» и «Цифровая культура в профессиональной деятельности».
В Российском университете транспорта (МИИТ) на цифровой кафедре студенты смогут сформировать и развить цифровые компетенции, необходимые в транспортной сфере. Они научатся разрабатывать IT-решения актуальных отраслевых задач и применять прикладные программы по созданию цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры, изучат языки программирования (в частности, python), смогут создавать нейросети на основе искусственного интеллекта.
«Проект «Цифровые кафедры» – это очень своевременная инициатива, поскольку степень цифровизации практически всех процессов сейчас крайне высокая. Если раньше достаточно было уметь работать с текстовыми файлами, то теперь практически любой специалист должен обладать навыками создания веб-сайтов и работы с базами данных, – рассказал проректор РУТ (МИИТ) Виталий Борщ. – Если заглянуть на пять – семь лет вперёд, то станет понятно, что специалист, который условно занимается обслуживанием транспортных средств или проектированием программных продуктов, должен уметь создавать простейшую нейросеть для решения соответствующих практических задач. Это станет базовой грамотностью, поэтому и будут запущены программы профпереподготовки, которые позволят «прокачать» цифровые навыки обучающихся».
В ходе обучения у выпускников будут сформированы необходимые цифровые компетенции. За основу взяты модели таких компетенций (для каждой специальности отдельно), разработанные на базе Университета Иннополис. Но вузы смогут добавлять и собственные уникальные модули. «Например, строителям, в том числе транспортным, необходимо владеть такой компетенцией, как «Технологии информационного моделирования». Мы готовы организовать обучение по соответствующей программе», – подчеркнул Виталий Борщ.
Студентам предстоит пройти комплексную оценку развития цифровых компетенций. Для этого на базе Университета Иннополис сформирован ассесмент-центр. Учащимся будут предложены тесты и кейсы в соответствии с тематикой их программ дополнительной профподготовки. Результаты позволят оценить уровень сформированности цифровых компетенций студентов по окончании обучения на цифровых кафедрах. После успешного освоения программы и сдачи экзамена в форме публичной защиты проекта студентам будет выдан диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Ожидается, что до конца 2025 года цифровые кафедры окончат свыше 385 тыс. человек, а к 2030 году дополнительную квалификацию по IT-профилю получат 1 млн 135 тыс. студентов.
К проекту присоединятся и индустриальные партнёры вузов, заинтересованные в грамотных выпускниках, обладающих современными знаниями и навыками. Главный принцип – обучение должно идти без отрыва от реальных потребностей рынка труда. Так, отраслевые эксперты примут участие в разработке образовательных программ, преподавательской деятельности. Кроме того, компании предоставят студентам места прохождения практики. «У нашего университета очень тесные связи с отраслевыми работодателями. Обучаем большое количество целевиков, ключевым заказчиком которых является ОАО «РЖД». И уже сейчас понятно, что выпускники цифровой кафедры будут востребованы. Надеемся, что в наступающем учебном году каждый четвёртый-пятый студент примет участие в этом проекте», – отметил Виталий Борщ.
Юлия Антич