Каждому работодателю на выходе из вуза нужен специалист, который будет иметь определённый набор профессиональных и личностных компетенций. Чтобы эти ожидания оправдались, учебные заведения и компании активно взаимодействуют, внедряя в учебный процесс специализированные образовательные курсы и программы, технологию ассесмент-центра и другие инструменты. Каким должен быть идеальный выпускник учебного заведения и как бизнес может способствовать развитию у студентов soft и hard skills, обсудили представители крупнейших компаний страны, в том числе ОАО «РЖД», на сессии «Молодые специалисты нового десятилетия: развитие универсальных компетенций вузов и работодателей» в рамках XXV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Актуальные навыки
В прошлом году рекрутинговая компания HeadHunter провела исследование «Что ожидают работодатели от молодых специалистов?» и выяснила, что наиболее высокий спрос наблюдается на кандидатов, умеющих работать в команде, с грамотной речью и навыками ПК. Среди других востребованных soft skills – клиентоориентированность, навыки делового общения и консультирования, желание обучаться и развиваться.
Как отметил руководитель Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля, в настоящее время также растёт спрос на компетенции, связанные с анализом информации и выработкой решений.
При этом в каждой компании действует своя модель компетенций. Так, например, в ОАО «РЖД» для каждой профессии разработана модель профессиональных и корпоративных компетенций.
«Мы ответственны за безопасное перемещение грузов и пассажиров, поэтому придерживаемся здравого баланса между soft и hard skills. Конечно, акцент – на профессиональных навыках, – подчеркнул начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов. – Что касается личностных характеристик, на текущий момент для нас особенно актуальна способность работать в условиях неопределённости. Мы живём в эпоху турбулентного мира, поэтому, сталкиваясь с непонятной, сложной задачей, важно не запаниковать и найти адекватное решение».
Среди других актуальных надпрофессиональных навыков железнодорожников – способность системно мыслить, генерировать и предлагать новые идеи, обладать критическим и креативным мышлением, уметь справляться с неудачами.
Как подчеркнул Сергей Саратов, ОАО «РЖД» максимально открыто для рынка труда. В компании представлено более тысячи различных профессий, причём не только инженерных, но и гуманитарных. «Интересная работа и проекты найдутся для каждого – для врачей, журналистов, экологов и многих других. Главное – желание развиваться, делать что-то новое и интересное, – отметил он. – Уникальность нашей компании в том, что, если работник захотел попробовать себя в другой, новой профессии, он может сменить сферу деятельности в рамках одной корпоративной культуры».
Развивать кооперацию
Чтобы выпускники вузов приходили на производство подготовленными и могли сразу приступить к выполнению рабочих задач, компании должны принимать участие в учебном процессе. Как подчеркнул Сергей Саратов, в настоящее время в отрасли развиваются инновационные направления деятельности, связанные с квантовыми коммуникациями, цифровизацией, беспилотным вождением. «Большое количество проектов требует притока сотрудников с абсолютно новыми компетенциями. Поэтому мы взаимодействуем со многими вузами», – отметил он.
В ОАО «РЖД» действует Программа взаимодействия с университетскими комплексами железнодорожного транспорта до 2025 rода. Она направлена на обеспечение компании высококвалифицированными специалистами и развитие научной кооперации с отраслевыми вузами. «Крайне важно, чтобы представители компании участвовали в жизни вузов и регулярно посещали их с лекциями и мастер-классами. Поэтому у нас за каждой кафедрой закреплён руководитель высокого ранга, в том числе члены правления. В результате и преподаватели, и студенты знают все новые современные технологии и в курсе всех изменений в компании, – рассказал Сергей Саратов. – Проводим большое количество хакатонов и квизов для студентов, в ходе которых они решают реальные кейсы. Поддерживаем грантами молодых учёных, работаем с преподавателями».
Студенты остальных, классических университетов могут попасть на стажировку или практику в РЖД – анонсы таких мероприятий регулярно выставляются на Карьерном портале компании.
Большое внимание налаживанию партнёрских отношений с академическим сообществом уделяет и госкорпорация «Росатом». Как рассказала заместитель генерального директора АНО «Корпоративная академия Росатома» Елена Егорова-Кириллова, в настоящее время реализуется ряд корпоративных программ с вузами и организациями среднего профессионального образования, цель которых не только привлечение талантливой молодёжи в отрасль, но и развитие регионов присутствия госкорпорации и страны в целом. «Например, совместно с Российской академией наук, Министерством науки и высшего образования РФ, МГУ имени М.В. Ломоносова, НИЦ «Курчатовский институт» мы создали в Сарове Национальный центр физики и математики. Там же открылся филиал МГУ, где будут готовить учёных мирового уровня, – отметила Елена Егорова-Кириллова. – Совместно с правительством Нижнего Новгорода мы открываем в этом году Академию «Маяк» – образовательно-культурный центр, который станет площадкой проведения мероприятий и реализации программ обучения как для школьников и студентов, так и для представителей бизнес-сообщества».
У ПАО «Сбербанк» порядка 300 вузов-партнёров, с которыми развиваются различные программы и проекты. «Это, в частности, организация практик, создание совместных лабораторий, – рассказал управляющий директор – руководитель дирекции академических партнёрств ПАО «Сбербанк» Андрей Очеретный. – Также у нас действует порядка 60 образовательных программ. Такой подход позволяет нам в разных точках страны поддерживать связь бизнеса со студенческой аудиторией и в конечном счёте закрывать кадровую потребность».
Юлия Антич