Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2022) продемонстрировал готовность российских железнодорожников продолжать развитие в любых условиях. При этом не было пренебрежения к трудностям, к которым привели жёсткие санкции со стороны недружественных стран, – было обсуждение вариантов выхода из сложившейся ситуации и определение точек роста.
Международное сотрудничество
В ходе дискуссии «Страны БРИКС: углубляя торгово-экономическое сотрудничество» на форуме первый замглавы ОАО «РЖД» Сергей Павлов отметил важность совместного развития отрасли на международном уровне.
«Уверен, если мы вместе будем заниматься развитием железных дорог согласованно, это будет катализатором, который покажет возможности не только железнодорожного транспорта, а вообще развития транспортной системы стран-участниц для взаимного развития экономик на благо граждан», – подчеркнул он.
Особое внимание Сергей Павлов уделил «зелёной повестке», акцентировав внимание на том, что ОАО «РЖД» занимает лидирующее место по энергоэффективности и безопасности железнодорожных перевозок, а также по эксплуатационным показателям и готово делиться наработками с партнёрами.
Вторым важным направлением, по его мнению, является увеличение товарооборота с Китаем (в прошлом году объём перевозок составил почти 100 млн тонн, в этом году ожидается рост показателя), а также с Индией (в этом году товарооборот России и Индии увеличился на 46%).
Кстати, завершена подготовка ТЭО модернизации участка Нагпур – Секундерабад и реализуется пилотный проект по внедрению российской системы удалённой диагностики и мониторинга устройств сигнализации на индийской Северной железной дороге. Кроме того, прорабатывается телекоммуникационный проект по созданию трансграничного канала обмена данными между странами.
ОАО «РЖД» видит потенциал в развитии интермодальных перевозок по западной ветви коридора Север – Юг через территорию России, Азербайджана и Ирана, а также по восточной ветви через Туркменистан и по транскаспийскому маршруту.
Компания готова продолжать сотрудничество с коллегами из Бразилии по проектным инициативам как в области строительства железнодорожной инфраструктуры, так и в области управления или консалтинга. Кроме того, ОАО «РЖД» поддерживает рабочие контакты с национальным оператором железнодорожной системы ЮАР, в том числе в области управления тяжеловесным движением, выявлении узких мест и внедрении новых технологий.
Сергей Павлов отметил, что холдинг активно взаимодействует с Новым банком развития, который занимается финансированием инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах.
Жмём на газ
Участвуя в панельной дискуссии «Пути к устойчивому будущему: «зелёная» альтернатива традиционному топливу», заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов предложил синхронизировать внедрение газомоторных локомотивов и развитие инфраструктуры для заправки подвижного состава.
По оценкам экспертов, в перспективе более 9 тыс. тепловозов могут быть заменены на тяговый подвижной состав, работающий на газовом топливе. Согласно информации ПАО «Газпром», машиностроители намерены построить для РЖД до 2024 года 51 маневровый и 33 магистральных локомотива, работающих на газе. Ещё семь таких маневровых локомотивов «Газпром» намерен до 2024 года приобрести для собственных нужд.
Заместитель министра промышленности и торговли России Альберт Каримов сообщил, что большинство крупных машиностроителей, включая локомотивостроителей, сегодня обладают возможностью серийного производства газомоторной техники, а государство их в этом поддержит.
Чистая энергия
Пилотный проект по переходу на чистую энергию пройдёт на Сахалине. К 2024 году на Сахалине появится восемь пассажирских поездов на водороде. «Там не будет дизелей, а только чистая энергия», – пояснил первый заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев в ходе дискуссии «Здоровый климат: каким он должен быть?».
Уже в текущем году компания планирует представить первый электроаккумуляторный локомотив для маневровой работы. Такие локомотивы могут заменить работающие сегодня на станциях дизельные маневровые машины.
Сергей Кобзев подчеркнул, что «Российские железные дороги» продолжают двигаться по пути сохранения климата. Он отметил, что сотрудничество с РАН, с ведущими учебными заведениями страны, общественными организациями, а также интеграция системы экологического мониторинга в систему Росгидромета сопровождает все проекты РЖД по модернизации и расширению железных дорог, в частности в Байкальской природоохранной зоне.
Трансформация рынка логистики
На сессии «Новые вызовы – новая логистика» представители холдинга подтвердили, что задача по увеличению пропускной способности Восточного полигона с 144 до 158 млн тонн будет выполнена к концу года, а также будет удвоено число тяжеловесных поездов – это тоже поможет нарастить объёмы перевозок в восточном направлении.
В сложившихся условиях это направление востребовано грузоотправителями. Так, по словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – руководителя Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, у ОАО «РЖД» появилось около 700 новых клиентов, которые начали отправлять продукцию на восток.
В течение года на Восточный полигон планируется поставить 132 локомотива, которые могут водить поезда повышенной массы – 7100 тонн. «В этом году удвоим число тяжеловесных поездов на Восточном полигоне. Также проводим эксперименты с поездами массой 8200 тонн. По той же инфраструктуре пытаемся больший объём грузов перевезти меньшим количеством поездов. Предпосылки, чтобы этого достичь, есть», – рассказал Алексей Шило.
Трансформация рынка логистики также привела к росту спроса на перевозки по МТК Север – Юг: по данным компании, объём перевозок по коридору в этом году вырос на 26% к уровню 2021 года.
В холдинге уже есть планы по развитию пропускных способностей на этом направлении. «Для увеличения пропускной способности погранперехода Самур (граница с Азербайджаном) РЖД до 2025 года планируют построить дополнительную станцию на границе с Азербайджаном – Самур-2. Это тоже позволит нарастить объёмы. Заинтересованность всех сторон в развитии коридора должна дать результат», – сказал Алексей Шило.
Цифровизация на марше
В ходе дискуссии «Цифровая революция персональной логистики» на полях ПМЭФ заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин рассказал об основных направлениях в сфере пассажирских перевозок: цифровизация услуг, мультимодальные возможности, дополнительные сервисы и билетные решения для регионов.
«Мы запустили новый сервис Travel.RZD (в марте 2022 года. – Ред.). У этого были вполне понятные предпосылки. Во-первых, степень цифровизации взаимодействия с пассажирами – в этом году она достигла 75%. Если мы говорим про дальнее следование, то, по статистике, порядка 30% людей, которые покупают билеты, планируют совершить путешествие. С помощью нехитрой арифметики можно сказать, что наша аудитория – примерно 20 млн туристов», – сообщил Евгений Чаркин.
Среднемесячная посещаемость портала составляет порядка 150 тыс. человек, с его помощью забронированы места в отелях более 100 городов России от Калининграда до Южно-Сахалинска. Ожидается, что сервис будет регулярно пополняться новыми возможностями, например через него можно будет купить билеты в театр.
Пилотный проект МААС тестируется в Самаре: в одном ресурсе можно купить билет как на отдельные виды транспорта, так и на всю мультимодальную поездку. На очереди для внедрения Казань, Нижний Новгород и Сахалин, отметил Евгений Чаркин.
Медицина на колёсах
Руководитель сети клиник «РЖД-Медицина» Елена Жидкова выступила в роли спикера на сессии «Импортозамещение в здравоохранении: новые точки роста».
«В 2021 году в целях повышения доступности и качества медицинской помощи работникам ОАО «РЖД», проживающим в населённых пунктах с отсутствующей или неразвитой инфраструктурой, мы запустили 16 передвижных медицинских комплексов «Везём здоровье людям». Они предназначены для оказания многопрофильной медицинской консультативно-диагностической и профилактической помощи работникам железнодорожного транспорта, а также населению отдалённых мест проживания и малых населённых пунктов», – отметила Елена Жидкова. Говоря об импортозамещении, руководитель сети «РЖД-Медицина» подчеркнула, что ПМК созданы на базе оборудования отечественного производства – НПО «МЕДКАР» и НПАО «АМИКО». Комплексы позволяют оказывать такие услуги, как диспансеризация, периодические медицинские осмотры, вакцинация, check-up. Каждый ПМК ежедневно проводит от 80 до 110 медицинских осмотров. А в 2024 году будет запущен новый медицинский поезд, включающий в себя 12 вагонов, где будут оказывать практически всю амбулаторно-поликлиническую помощь и где будет оборудование для всех видов диагностики. «Это будет полномасштабная поликлиника на колёсах», – сказала Елена Жидкова.
Ирина Иванова