Петербургский международный экономический форум позволил российским компаниям заглянуть в будущее
Юбилейный, XXV Петербургский международный экономический форум прошёл в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию. Поэтому и деловая программа форума включала обсуждение вызовов, с которыми столкнулась страна. Несмотря на то что экономика России обладает большим потенциалом и запасом устойчивости, в короткие строки государству и бизнесу предстоит решить сразу несколько серьёзных задач, в том числе по выстраиванию новых логистических цепочек, повороту на восток, поиску новых партнёров и импортозамещению.
ПМЭФ проходил с 15 по 18 июня под девизом «Новый мир – новые возможности». В крупнейшем деловом событии приняли участие более 14 000 человек из 130 стран мира. При этом 81 страна направила своих официальных представителей.
Экономический блицкриг не удался
Выступая на пленарном заседании форума, президент России Владимир Путин заверил, что в РФ шаг за шагом стабилизируется экономическая ситуация.
«Мрачные прогнозы относительно перспектив российской экономики, которые звучали ещё в начале весны, не сбылись. Сегодня наша задача – создать условия для наращивания производства, для увеличения предложения на внутреннем рынке и сбалансированно с ростом предложения восстанавливать конечный спрос и банковское кредитование экономики», – сказал он.
Было отмечено, что уже сейчас наблюдается волна улучшения экономических прогнозов. Так, Центробанк снизил прогноз по инфляции (с 18–23% до 14–17% в 2022 году). После начала специальной военной операции на Украине Минэкономразвития предполагало, что ВВП в России в этом году может снизиться на 7–8%, однако сейчас прогноз изменился в лучшую сторону: по году ожидается уменьшение ВВП на 3–5%.
Тем не менее председатель ЦБ Эльвира Набиуллина признаёт: «Нынешние условия изменились надолго для России, если не навсегда. Сейчас необходимо проявлять гибкость и уметь быстро реагировать на меняющуюся ситуацию».
По её словам, нужно переосмыслить выгоды от экспорта и наконец-то думать о том, что значительная часть производства должна работать на внутренний рынок.
В беспрецедентных условиях главным вызовом становится обеспечение структурной перестройки российской экономики, считает глава «Сбера» Герман Греф.
«И действовать здесь нужно на длинном горизонте, сформировав желаемый образ отечественной экономики в 2030 году. Россия – удивительная страна, которой удавалось в самой невозможной ситуации реализовать всегда оптимистичную стратегию, добиться результата», – подчеркнул он.
Коридор возможностей
Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков убеждён: поворот на восток неизбежен. «У нас есть очень много того, что нужно Азии. В первую очередь, конечно, природные ресурсы», – отметил глава ведомства.
Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, выступая на сессии ПМЭФ «Фундамент устойчивого развития: строительство и ЖКХ как основа экономического роста» подчеркнул, что компания полностью выполняет все параметры по строительству Восточного полигона.
«Для нас строительство – это развитие. У ОАО «РЖД» изменились транспортные потоки, логистика. А это значит, что нужно строить больше, возможно, в других направлениях», – сказал глава холдинга.
Россия будет наращивать экономическое сотрудничество с заинтересованными государствами, продвигать совместные проекты. «Чтобы помочь компаниям наших стран наладить логистические, кооперационные связи, формируем развитие транспортных коридоров, увеличиваем пропускную способность железных дорог, перевалочные мощности портов в Арктике, на восточном, южном и других направлениях. Рассчитываем, что уже в скором времени грузопоток по этому маршруту начнёт уверенно расти», – сказал глава государства.
Среди основных направлений сотрудничества, предусмотренных меморандумом о сотрудничестве, который подписали Олег Белозёров и председатель правления «Казахстанских железных дорог» Нурлан Сауранбаев, – взаимодействие по развитию транспортных коридоров и реализация транзитного потенциала железных дорог России и Казахстана, согласованное развитие железнодорожной инфраструктуры и транспортно-логистического комплекса, привлечение грузопотоков несырьевой неэнергетической промышленной продукции и продукции АПК на железные дороги России и Казахстана, совершенствование тарифной политики и развитие регулярных контейнерных сервисов.
Также достигнута договорённость о расширении применения безбумажной технологии при перевозках грузов, развитии железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Казахстана и России. Кроме того, меморандум предусматривает возможность сотрудничества в части развития железнодорожной инфраструктуры новых казахстанско-китайских погранпереходов.
Не менее важное значение для РЖД имеет сотрудничество с Китаем.
«Слаженная работа РЖД и «Китайских железных дорог» является одной из главных составляющих успешного развития торгово-экономических отношений России и Китая, а также евро-азиатских транспортных связей», – сказал Олег Белозёров на видеовстрече с председателем совета директоров государственной корпорации «Китайские железные дороги» Лу Дунфу.
Стороны договорились об увеличении объёмов передачи грузов через погранпереходы, а также переход на электронный юридически значимый документооборот с контролирующими органами.
Олег Белозёров подчеркнул, что для РЖД развитие перевозок контейнерными поездами в сообщении Китай – Европа – одна из приоритетных задач. Важным условием для успешного развития транзитных перевозок среди прочего он назвал диверсификацию грузопотоков. В частности, он рассказал, что в прошлом году существенно возросли перевозки через восточные маршруты (Забайкальск, Гродеково) и центральный (через Монголию). При этом транзит через Монголию увеличился в три раза. Он также отметил, что компания работает над развитием транзитных перевозок из Вьетнама.
Виталий Маслюк