Российский университет транспорта (МИИТ) займётся развитием мобильности в транспортных системах агломераций. Эксперты вуза в партнёрстве с крупнейшими отраслевыми компаниями, в том числе ОАО «РЖД», к 2026 году разработают решения для комплексной оптимизации системы транспортного обслуживания в агломерациях, снижения временных потерь в пробках, низкоуглеродной транспортной трансформации и подготовки соответствующих кадров.
Стратегический проект «Управление мобильностью в транспортных системах агломерации» входит в проектный портфель РУТ (МИИТ), на реализацию которого выделены средства из федерального бюджета в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Напомним, программа направлена на поддержку и развитие учебных заведений, их трансформацию в центры научно-технологического и социально-экономического развития страны.
В сентябре прошлого года были определены 106 вузов – участников программы, в том числе РУТ (МИИТ), которые ежегодно в течение 10 лет будут получать гранты в размере 100 млн руб. Университет также вошёл в число 28 учебных заведений, каждому из которых выделен дополнительный грант «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» в размере 994 млн руб.
Цель проекта «Управление мобильностью в транспортных системах агломерации» – достижение технологического лидерства в области управления транспортными системами крупных городов, мегаполисов, агломераций. Как подчёркивают авторы проекта (коллектив научно-образовательного центра «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций» Академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ), дисбаланс пространственного развития мегаполисов и городских агломераций, рост нагрузки на транспортные системы и необходимость повышения эффективности их функционирования является большим вызовом для Российской Федерации и зарубежных стран.
Один из инструментов улучшения качества городской среды – своевременное удовлетворение возрастающего спроса на мобильность в городах, что невозможно обеспечить без использования современных цифровых технологий.
В этой связи эксперты РУТ (МИИТ) планируют разработать платформы управления мобильностью в транспортной системе агломераций на базе модулей моделирования транспортного поведения и интеллектуального управления движением транспорта.
Мобильные кадры
Управлять транспортной мобильностью должны грамотные профессионалы. «Пока не все регионы приходят к пониманию необходимости комплексного подхода к решению вопроса развития этой концепции во многом ещё и потому, что нет достаточного количества специалистов должного уровня», – подчеркнул заместитель директора научно-образовательного центра «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций» Академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ) Александр Чекмарев.
Для решения этой задачи РУТ (МИИТ) планирует разработать и реализовать образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования на стыке урбанистики, цифровизации и инновационных инженерных решений на транспорте в современном формате проектно ориентированной подготовки.
Так, будут открыты три специализированные программы бакалавриата: «IT-сервисы и технологии обработки данных на транспорте» (по направлению «Информатика и вычислительная техника»); «Системы мобильной связи и сетевые технологии на транспорте» (по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»); «Транспортный и промышленный дизайн» (по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы»).
Будет развиваться и магистерское обучение. Появятся две новые программы: «Транспортные системы агломераций» (по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы»); «Информационное моделирование объектов транспортной инфраструктуры» (по направлению «Строительство»).
Также планируется открыть дополнительные профессиональные программы (для повышения квалификации действующих работников) в области применения технологии информационного моделирования линейных объектов и объектов транспортной инфраструктуры, квантовых технологий и квантовой связи, управления транспортными системами агломераций, транспортного планирования в агломерациях, в области технологий обработки данных в транспортных системах.
«Подготовка людей, которые владеют самыми современными средствами и инструментами развития транспортных систем городских агломераций, субъектов Российской Федерации и всей нашей страны, является суперактуальной», – подчеркнул ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов.
Среди партнёров проекта – Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук, ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт», ГУП «Московский метрополитен», ГБУ «МосТрансПроект», ГКУ «Центр организации дорожного движения Правительства Москвы», ОАО «РЖД».
В апреле к партнёрскому консорциуму также присоединился Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Сотрудничество вузов предполагает подготовку специалистов в сфере транспорта, а также совместную научную деятельность. Университеты проведут научные исследования и разработки, реализуют совместные социально-гуманитарные проекты. «Фиксация нашего сотрудничества с крупнейшим транспортным университетом страны, с лидером отрасли – очень важное событие, ведь только вместе мы становимся сильнее и можем решать масштабные задачи», – отметил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
НИУ ВШЭ и РУТ (МИИТ) уже договорились о реализации совместной программы бакалавриата «Экономика и инженерия транспорта», которая будет доступна для абитуриентов в следующем учебном году. Направление, известное за рубежом как Transport Economics, будет впервые представлено в России. Теоретическая часть программы будет дополнена инженерными, инструментальными знаниями и навыками. Это позволит выпускникам программы стать наиболее гибкими и компетентными специалистами. Занятия будут проводить специалисты и преподаватели обоих университетов.
Юлия Антич
СПРАВКА
Российский университет транспорта (МИИТ) в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» будет развивать пять актуальных отраслевых проектов: «Интеллектуальная дорожная инфраструктура для беспилотного движения», «Управление мобильностью в транспортных системах агломерации», «Электронная навигация и беспилотное (автономное) судовождение», «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика для транспорта и логистики», «Углеродно-нейтральный транспорт».