ОАО «РЖД» подвели итоги природоохранной деятельности в 2021 году. На полигонах всех железных дорог выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в сравнении с 2020 годом снижены, компания сократила потребление воды для производственных нужд, уменьшились выплаты компании за причинённый экологический урон.
На дорогах становится чище
В прошлом году по данным Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» (ЦБТ), выбросы от стационарных источников загрязнения компании снизились по сравнению с 2020 годом на 3 тыс. тонн. Пока наибольшие объёмы загрязнения приходятся на полигоны Забайкальской (21% выбросов всей сети) и Дальневосточной железных дорог (12%). По словам заместителя начальника Департамента экологии и техносферной безопасности Максима Полищука, факторный анализ установил, что в значительной степени (на 31% от общего объёма сокращения выбросов) этого позитивного результата удалось добиться благодаря модернизации и реконструкции оборудования.
По данным ЦБТ, в течение 2021 года компания использовала 67,35 млн куб. м воды, что на 2,4 млн куб. м (3,45%) меньше, чем в 2020 году.
На производственные нужды приходится 45% сэкономленного объёма. Наибольшее снижение потребления воды отмечено на полигонах Западно-Сибирской (–17,2%), Северо-Кавказской (–13,3%), Приволжской (–11,3%) и Забайкальской (–11,2%) железных дорог.
Сброс загрязнённых сточных вод в водоёмы и на местность составил 4,66 млн куб. м, что на 0,8 млн куб. м (–14%) меньше по сравнению с 2020 годом.
Лидерами по снижению сброса загрязнённых сточных вод стали Московская, Горьковская, Дальневосточная, Юго-Восточная железные дороги.
Большая часть этих сооружений (72%) находится в удовлетворительном состоянии, 16% – в неудовлетворительном, а 12% – законсервировано.
Компания вводит в эксплуатацию и модернизирует природоохранную инфраструктуру.
Максим Полищук сообщил, что в 2021 году завершены строительство и реконструкция 8 сооружений для очистки сточных вод, 2 котельные переведены на газ, переведено 20 малодеятельных котельных на электротермию, построено 44,1 км шумозащитных экранов, приобретено 2 передвижных экологических поста.
Доходы от отходов
По данным Департамента экологии и техносферной безопасности, в прошлом году в филиалах ОАО «РЖД» образовалось 1,412 млн тонн отходов производства и потребления – на 6 тыс. тонн больше, чем в 2020 году. Однако компании удалось за год увеличить на 55% доходы от реализации отходов, прежде всего металлолома.
Объём подлежащих захоронению отходов в 2021 году составил 223,7 тыс. тонн – на 22,1 тыс. тонн (на 9 %) ниже уровня 2020 года. Этого удалось достичь благодаря внедрению компанией проекта по раздельному накоплению вторсырья, развитию электронного документооборота, а также развитию технологий по вторичному использованию отходов.
Наиболее заметно долю захораниваемых отходов снизили на Забайкальской, Московской, Свердловской и Куйбышевской железных дорогах. В 2021 году передано на переработку 1854 тонны отходов бумаги, картона, стекла, пластика и бытового алюминия (на 21% выше уровня 2020 года).
«Годовое задание по увеличению на 10% объёма раздельного накопления отходов перевыполнено в 2 раза», – уточнили в Департаменте экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД». Лидерами по селективному накоплению вторсырья стали Октябрьская, Западно-Сибирская, Свердловская и Московская железные дороги, а в Дирекции железнодорожных вокзалов утверждена типовая технология по организации раздельного накопления отходов на железнодорожных вокзальных комплексах, на вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга были установлены 13 фандоматов для приёма тары. Подобная технология утверждена Дирекцией скоростного сообщения. В компании отмечают, что проект по селективному накоплению может охватить до половины твёрдых отходов ОАО «РЖД» – до 78 тыс. тонн.
Владимир Константинов