Наталья Каурова
аналитический психолог
Своя колея
Как перестать чувствовать себя «на втором месте»
Есть люди, которым до победы остаётся совсем чуть-чуть. И даже не-важно, о чём идёт речь: о лидерстве в личных отношениях или о построении карьеры. На первый взгляд они всё делают правильно, но на вершину не поднимаются. Неудовлетворённость своими достижениями рождает у них «синдром второго места». «Пульт управления» поговорил о проблеме с аналитическим психологом Натальей Кауровой.
– Расскажите, что такое «синдром второго места»?
– В аналитической психологии нет такого понятия, как «синдром», а есть комплексы – эмоционально заряженная совокупность из представлений, установок, импульсов, находящихся в бессознательном, неосознаваемой части психики. Они оказывают значимое влияние на личность и поведение. Много разных заряженных частиц-комплексов дрейфуют в океане вашего личного, семейного, родового и коллективного бессознательного. Знакомство с ними, составление карты их размещения для вашего сознания и восстановление сознательной связи с ними помогают снизить степень заряженности этих комплексов, бессознательного влияния на вас и ваше поведение.
Если я верно понимаю сложившуюся в СМИ терминологию, то состояние «синдрома второго места» часто связывают с так называемым синдромом самозванца. Только во втором случае человек, как правило, даже не пробует, бездействует, оправдываясь тем, что ещё не время, не достоин, а в первом – он всё-таки пытается что-то сделать и, несмотря на все усилия и достигнутые результаты, остаётся недоволен. Возникает вопрос о реалистичности его ожиданий, самооценке, самоценности и адекватном восприятии себя в мире, в социуме.
– Из-за чего у человека может появиться состояние, при котором он не чувствует себя первым?
– Комплексы имеют разную природу. Очень часто комплексы могут сформироваться в детстве. Многие события, произошедшие с человеком именно в этот период и со значимыми для него людьми, могут быть настолько яркими, невыносимыми переживаниями для ребёнка, что вытесняются в бессознательное. Эти события могут продолжать влиять на развитие психики, формирование личности и поведение взрослого человека. К примеру, у какого-то бизнесмена выгодные контракты часто без видимых на то причин уходят к конкурентам. Когда начинаешь работать с его детским мифом и детско-родительскими отношениями, можно пробудить в памяти, к примеру, важную, оказавшую сильное влияние на детскую психику ситуацию, в которой условная Марья Ивановна – воспитательница детского сада – способствовала формированию в его психике установки, чтобы он знал своё место. Тогда он был маленьким и ему было сложно поддержать себя как взрослому, что-то противопоставить авторитету воспитательницы. В тот момент он мог почувствовать боль, страх, обиду, вину или стыд за то, что он не такой, за то, что значимый для него взрослый его не понял и не принял.
Такие чувства, как правило, не принято проявлять, поэтому их проще замолчать и скрыть. И этот опыт может бессознательно воспроизводить в течение жизни при столкновении со значимыми для него людьми, отыгрывать установку, которая у него сформировалась в детстве. Восстановление памяти об этих травмах очень ценно, чтобы изменить настоящее.
– Как можно побороть такие состояния?
– Если психика человека начинает сигнализировать о том, что его что-то не устраивает, то с этими проявлениями нужно не бороться, а исследовать их. Через такие сигналы можно изменить себя, отношение к ситуации и к людям, часто меняется и сама жизнь. Любой дискомфорт на уровне психики – это хороший сигнал, чтобы начать заниматься своим внутренним миром.
Как говорил психиатр Карл Юнг, без внешнего переживания невозможна внутренняя трансформация. Поэтому лучшее, что вы можете для себя сделать, – попытаться увидеть то, что вас беспокоит, и начать с этим работать вместе с психологом.
Беседовала Дарья Чикиркина
Всё хорошо
Мария Киселёва, главный внештатный психиатр-нарколог Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД», психотерапевт,
Как сохранить рабочий ритм во время осенней хандры
Рубрики: Психология