В России меняется система среднего профессионального образования (СПО). С нового учебного года у выпускников школ появится возможность освоить рабочие профессии на базе профессионалитета. В одноимённом проекте Минпросвещения в пилотном режиме участвуют 70 колледжей и техникумов по всей стране, в том числе девять железнодорожных.
Федеральный проект «Профессионалитет» включён в нацпроект «Образование». Его цель – комплексная реструктуризация системы СПО во взаимодействии с предприятиями, переход к отраслевому подходу подготовки кадров. Планируется, что его реализация приблизит уровень образования учащихся техникумов и колледжей к потребностям рынка. Сроки обучения студентов на программах профессионалитета сократятся с четырёх до двух лет (для более технологичных специальностей – до трёх лет). При этом не пострадает качество подготовки – сокращение произойдёт за счёт интенсификации изучения теоретического материала и практико-ориентированного подхода. Образовательные программы будут разрабатываться Министерством просвещения при участии предприятий-работодателей. При этом условия реализации и планируемые результаты обучения не могут быть ниже установленных федеральными государственными образовательными стандартами СПО.
В пилотном режиме в проекте участвуют 70 колледжей и техникумов – в этом году они прошли соответствующий отбор. Эти учебные заведения готовят кадры для машиностроения, сельского хозяйства, металлургии, судо- и авиастроения, атомной отрасли, железнодорожного транспорта, химической и фармацевтической отраслей, горнодобывающей и лёгкой промышленности. Каждому из них будет выделен грант в размере 100 млн руб. на создание образовательно-производственных центров (кластеров) на основе партнёрства с промышленными предприятиями.
В проекте участвуют девять отраслевых учебных заведений – Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) и Ростовский государственный университет путей сообщения, Пермский институт железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения, Ярославский филиал Петербургского государственного университета путей сообщения, Томский техникум железнодорожного транспорта Сибирского государственного университета путей сообщения, Тайгинский институт путей сообщения Омского государственного университета путей сообщения, Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения, Байкало-Амурский институт железнодорожного транспорта Дальневосточного университета путей сообщения (ДВГУПС) и Хабаровский техникум железнодорожного транспорта ДВГУПСа.
«Одна из важнейших задач кадрового блока – обеспечить подготовку высококлассных профессионалов, на которых держится весь производственный процесс компании, и поддержать организации, которые готовят таких специалистов, – отметил начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов. – Для нас важно, чтобы учреждения среднего профессионального образования имели передовое материально-техническое оснащение, а процесс обучения был ориентирован на практическую подготовку и отвечал запросам производства. Поэтому мы подставили плечо вузам, активно поддержали их в этом проекте – участвовали в подготовке конкурсных заявок, проработали механизмы софинансирования реализации программ профессионалитета, а сейчас включены в разработку, апробацию и внедрение новых программ и образовательных технологий».
Ректор ДВГУПСа Владимир Буровцев отметил особую значимость проекта «Профессионалитет» в векторе развития Восточного полигона. Университет совместно с ОАО «РЖД» сможет участвовать в формировании нового ландшафта сети профессионального образования, обеспечивающего гибкое реагирование на изменения в транспортной отрасли.
В новом учебном году порядка 150 тыс. студентов будут обучаться по программам профессионалитета. В отраслевые колледжи и техникумы студенты будут зачислены на условиях договора о целевом обучении. Их подготовка будет вестись по четырём специальностям: «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «электроснабжение», «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Обучать студентов будут преподаватели, прошедшие специализированные курсы повышения квалификации, а также профессионалы с производства. «Особое внимание будет уделено институту наставничества. В обучении студентов-целевиков будут задействованы профессионалы с производства. Потребуются совершенно новые подходы к подготовке педагогов, участвующих в эксперименте. Начиная с апреля текущего года все преподаватели кластера – мастера производственного обучения и управленческие кадры – пройдут повышение квалификации как в очном, так и в дистанционном формате, – рассказал и.о. ректора СамГУПСа Максим Гаранин. – На курсах повышения квалификации преподаватели кластера будут изучать новые образовательные методики и технологии».
Студенты получат конкретные навыки в соответствии с профстандартами и корпоративными требованиями ОАО «РЖД». Практика для них будет увеличена до шести месяцев.
По результатам обучения выпускники должны будут сдать тесты по модели профкомпетенций компании, а также демонстрационный экзамен на тренажёре или специализированном учебном полигоне. «Это принципиально новая форма государственной итоговой аттестации. На демонстрационном экзамене выпускник должен показать владение профессиональными компетенциями по видам деятельности», – подчеркнул Максим Гаранин.
Профессионалитет даст возможность выпускникам СПО получить диплом о среднем профессиональном образовании. «Проект «Профессионалитет» должен стать локомотивом комплексной перезагрузки системы среднего профобразования, – отметил директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин. – Можно говорить о трёх ключевых преимуществах новой системы. Во-первых, кластерная модель даёт возможность качественного и оперативного решения задач кадрового обеспечения отрасли и территории. Во-вторых, работодатель, напрямую участвуя в управленческих процессах колледжа, получает возможность определять, каких специалистов готовить, с какими навыками и в каком объёме. И наконец, эта система выгодна всем, поскольку в итоге предприятие получает специалистов, готовых сразу приступить к работе, с необходимыми знаниями и навыками, выпускники – гарантированное рабочее место, а колледж – материально-техническую базу, соответствующую уровню развития производительных сил».
В случае успешной реализации проекта «Профессионалитет» он будет тиражирован на остальные образовательные учреждения СПО в стране.
Юлия Антич