В этом году при АНО «Инновационный инжиниринговый центр», учредителями которого являются компания «Иннопрактика», ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «НК Роснефть» и другие российские корпорации, создан Экспертный совет проектов развития железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры. Эксперты будут оценивать актуальность и перспективность проектов в области разработки и внедрения импортозамещающей продукции для отрасли. Подробнее о деятельности совета рассказал его председатель, президент Российского университета транспорта (МИИТ) Борис Лёвин.
– Борис Алексеевич, в марте этого года состоялось установочное заседание Экспертного совета проектов развития железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры. С какой целью создан этот орган и кто вошёл в его состав?
– Экспертный совет образован с целью рассмотрения, подтверждения целесообразности и приоритетов реализации проектных предложений в области развития железнодорожного транспорта. Основные функции совета связаны с подготовкой предложений по критически важным направлениям деятельности железнодорожного транспорта (в первую очередь в области импортозамещения), рассмотрением и формированием новых проектных предложений в области подвижного состава и транспортной инфраструктуры, а также согласованием предложений и рекомендаций по их научному и ресурсному обеспечению.
В состав совета вошли авторитетные учёные и руководители, в числе которых президент Некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники» Валентин Гапанович, председатель Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» Борис Лапидус, директор ассоциации «Транспортная наука» Александр Зажигалкин, первый заместитель генерального директора АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» Александр Косарев, ректор Сибирского государственного университета путей сообщения Алексей Манаков, научный руководитель АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС») Игорь Розенберг, первый заместитель генерального директора АО «НИИАС» Ефим Розенберг, первый проректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I Тамила Титова.
– Расскажите об основных направлениях деятельности Экспертного совета.
– Уже сейчас ясно, что деятельность совета не должна ограничиваться железнодорожным транспортом – она должна иметь более широкий формат. Речь идёт о рельсовом транспорте в самом широком смысле этого понятия. Ближайшая перспектива – экспертиза проектов в масштабе всей транспортной отрасли с привлечением в состав совета учёных из научных организаций и вузов других видов транспорта. Но приоритетом для совета, безусловно, будет рассмотрение импортозамещающих проектов для холдинга «РЖД». В первую очередь в сферах транспортного машиностроения, транспортной инфраструктуры, цифровизации железнодорожного транспорта, высокоскоростного движения, безопасности перевозочного процесса.
Выделил бы два основных направления деятельности: анализ результатов неиспользованных отечественных научных исследований и разработок последних лет (и выдача предложений по их внедрению), а также разработка новой импортонезависимой продукции.
Начинать надо с внимательного анализа не внедрённых в производство разработок. Их немало в портфелях наших учёных. Поэтому не всегда придётся начинать работать с нуля. Нужно отобрать разработки, которые соответствуют потребностям отрасли и являются высокотехнологическим импортозамещающим продуктом. В конечном итоге мы должны получить банк научных разработок и изобретений по рассматриваемой проблеме. Это поможет чётко понимать, где необходим новый импортонезависимый продукт, а где уже есть серьёзный задел для его получения.
Процесс пойдёт быстрее, если со стороны федеральных структур или транспортного бизнеса будет выдан целевой заказ на формирование такого банка данных. Исполнителями могут быть Ассоциация вузов транспорта и ассоциация «Транспортная наука», которые работают в тесном контакте друг с другом. Сегодня эти организации являются центрами интеграции потенциала транспортной науки.
Значительную роль в вопросах импортозамещения на рельсовом транспорте отводится Объединённому учёному совету ОАО «РЖД». Это роль состоит в анализе потребностей компании в высокотехнологичной импортозамещающей продукции, определении приоритетных высокотехнологичных разработок для импортозамещения, подготовке предложений по заказам холдинга «РЖД» на проведение научно-технических работ.
– По каким критериям будет проводиться отбор проектов в сфере импортозамещения?
– Главное – это реальная потребность производства в реализации конкретного проекта в области импортозамещения. Среди других критериев – критичность технического решения (технологии) с точки зрения импортозамещения, уровень рисков при реализации проектного предложения и степень готовности производства, эффективность на базе предварительного технико-экономического обоснования, наличие прав на интеллектуальную собственность, масштаб внедрения (объём заказа). Кроме того, надо учитывать возможность формирования межкорпоративного заказа, сроки реализации пилота и тиражирования проектного предложения и оптимальность схемы взаимодействия партнёров.
– Есть ли уже проекты в сфере импортозамещения, которые члены Экспертного совета планируют рассмотреть в ближайшее время?
– В ближайших планах Экспертного совета определить пути проектной деятельности по основным направлениям деятельности ОАО «РЖД»: подвижной состав, путь и путевое хозяйство, инфраструктура, управление перевозками, электроснабжение и связь и прочее. Безусловно, надо учитывать и фактор актуальности высокотехнологичных импортозамещающих проектов. На наш взгляд, в первую очередь это относится к транспортному машиностроению. В будущее смотрим с оптимизмом. Уже сейчас, без банка научных разработок, можно с уверенностью говорить, что у отечественной транспортной науки есть что предложить транспортному комплексу, чтобы достойно и в краткие сроки решить поставленную задачу.
– Решения Экспертного совета будут иметь обязательный или рекомендательный характер?
– Любой экспертный анализ носит рекомендательный характер. Важность стоящей перед отраслью задачи в области импортозамещения требует максимальной интеграции деятельности всех заинтересованных сторон. Транспорт отличается эффективным взаимодействием производства и науки. Отвечая запросам предприятий, отраслевые вузы и научные центры всегда эффективно работали для научного сопровождения приоритетных проектов. Уверен, что так будет и в этот раз. А гарантией внедрения новых разработок станет компетентная экспертная оценка востребованного производством продукта, предлагаемого для транспортного комплекса.
Беседовала Юлия Антич