К 2024 году российские вузы обновят основные образовательные программы подготовки кадров для цифровой экономики. Флагманом этой работы выступает Университет Иннополис, который проводит отбор соответствующих учебных заведений. В этом году будут актуализированы программы по трём приоритетным отраслям – информационно-коммуникационные технологии, финансовые услуги, транспортная инфраструктура. Право на актуализацию образовательных программ для обучения будущих железнодорожников получил Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС). И.о. ректора СамГУПСа Максим Гаранин рассказал «Пульту управления», как в связи с этим изменится подготовка специалистов для отрасли.
– Максим Алексеевич, почему, на ваш взгляд, транспортные профессии стоит цифровизировать?
– Цифровизация коснулась всех отраслей и сфер деятельности человека, и транспорт не исключение. Буквально за последние два пандемийных года был сделан мощный прорыв в развитии информационных технологий, появились и стали распространёнными цифровые сервисы. В транспортной отрасли удалось достичь значительных результатов в оптимизации и наращивании цифровых сервисов как для сотрудников компаний, так и для потребителей транспортных услуг. Кроме того, в стране реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Как известно, его основная задача – обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, в том числе для транспорта.
Экономические и технологические условия требуют реализации новых подходов в освоении ключевых компетенций цифровой экономики в системе транспортного образования. Сегодня отрасли требуются специалисты новой формации, обладающие знаниями и компетенциями по направлению сквозных цифровых технологий. И готовить такие кадры современные транспортные вузы должны опережающими темпами.
– СамГУПС актуализирует образовательные программы для подготовки будущих железнодорожников с учётом цифровых требований. О каких специальностях идёт речь?
– Работа по актуализации основных профессиональных образовательных программ по приоритетной отрасли «Транспортная инфраструктура» будет выполняться для специальностей «подвижной состав железных дорог», «эксплуатация железных дорог», «системы обеспечения движения поездов».
– Как будет выстроена работа по актуализации образовательных программ и кто в ней будет участвовать?
– В ходе конкурса АНО ВО «Университет Иннополис» к участникам предъявлялись достаточно высокие требования, одним из которых стало наличие опыта выполнения научно-исследовательских работ, связанных с применением сквозных цифровых технологий в области железнодорожного транспорта и его инфраструктуры. Кроме того, от исполнителя требовалась соответствующая квалификация научно-педагогических работников.
Научно-педагогический состав вуза соответствует всем предъявляемым требованиям, что позволило подготовить убедительную заявку и стать победителем конкурса. Стоимость работ оценивается в сумму свыше 15 млн руб.
Для выполнения работ по проекту в вузе сформирована рабочая группа с участием ведущих учёных, преподавателей и специалистов по цифровым технологиям. В рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» рабочая группа адаптирует образовательные программы к потребностям цифровой экономики с включением в них модулей изучения сквозных цифровых технологий: искусственный интеллект, робототехнику и сенсорику, Интернет вещей, мобильные сети нового поколения, новые производственные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, квантовые коммуникации.
Работа будет выполняться в несколько этапов. Так, например, на первом этапе предстоит выполнить анализ потребностей потенциальных работодателей в профессиональных компетенциях работников, связанных с применением сквозных цифровых технологий. Затем нужно будет разработать унифицированную модель компетенций применения таких технологий по совокупности специальностей.
Также предстоит разработать не менее шести основных профессиональных образовательных программ с использованием унифицированной модели компетенций и не менее четырёх массовых открытых онлайн-курсов по применению сквозных цифровых технологий. Длительность одного такого курса должна составить от 4 до 10 недель включительно. Слушатели смогут просмотреть не менее 40 видеороликов продолжительностью 10–15 минут.
Для студентов будут разработаны задания для практической и самостоятельной работы, оценочные и иные материалы. Так, для каждой специальности будет разработано не менее 10 проверочных заданий, а завершится изучение курса финальным проверочным тестированием, позволяющим оценить сформированные цифровые компетенции.
– Будут ли в этой работе учтены пожелания ОАО «РЖД» в части подготовки «цифровых» железнодорожников?
– Уже на самом первом этапе работы было проведено масштабное анкетирование работников компании «РЖД», причём не только на Куйбышевской железной дороге. В нём приняли участие более 200 представителей различных региональных дирекций по профилю актуализируемых образовательных программ.
Результаты анализа потребностей работодателя положены в основу разрабатываемых компетентностных матриц выпускников и унифицированной компетентностной матрицы.
– Когда планируется запустить обучение по новым программам?
– Апробация актуализированных образовательных программ будет проведена уже в осеннем семестре 2022/23 учебного года. Её планируется провести по всем дисциплинам, по которым появилась цифровая составляющая, в том числе с использованием разработанных массовых открытых онлайн-курсов.
– Будут ли разработанные образовательные программы тиражированы в другие отраслевые вузы для подготовки специалистов?
– Разработанные в рамках проекта образовательные программы будут апробированы в транспортных университетах страны и станут использоваться в процессе подготовки специалистов для транспортной отрасли.
Беседовала Юлия Антич