Сегодня рынок труда в России принадлежит скорее кандидатам, нежели работодателям. На поиск суперпрофессионалов уходят целые месяцы, а потом ещё требуется время на адаптацию нового сотрудника, который может и не прижиться, уйти в другое место, не отработав и года. В этой связи бизнес развивает направление University Relations, то есть взаимодействие с учебными заведениями. Начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов рассказал «Пульту управления» о том, как этот процесс выстроен в компании.
– Сергей Юрьевич, расскажите о взаимодействии компании с учебными заведениями. Какое значение для ОАО «РЖД» имеют отраслевые вузы?
– Сотрудничество РЖД с отраслевыми учебными заведениями имеет полуторавековую историю. Как и раньше, сегодня для компании железнодорожные вузы – эта та кузница кадров, которая позволяет полностью закрывать потребность в специалистах с железнодорожным профилем. Ключевая особенность сегодняшнего дня в том, что ситуация и на производстве, и на рынке труда очень быстро меняется и нам нужны инструменты, которые позволяют гибко на это реагировать и развивать отраслевое образование через призму производственных задач.
Наша компания предложила по аналогии с HR или GR новую сферу деятельности: University Relations. Это комплексный подход, он позволяет компании и вузам совместно решать целый ряд взаимосвязанных задач – отбор кандидатов на обучение, проектирование образовательных программ, подходы к оценке, развитие университетской инфраструктуры, обучение преподавателей, поддержка интересов вузов в профессиональном сообществе и участие вузов в крупных федеральных образовательных проектах.
В качестве примера такой системной работы можно привести Программу взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, утверждённую в 2020 году совместно с Минтрансом России. У нас появился документ, который впервые со времён МПС позволяет выстраивать системные отношения между компанией и вузами в области подготовки специалистов. Благодаря конкретным мероприятиям программы (всего их 69) мы понимаем, что и как будем менять в системе отраслевого образования и к какому результату должны прийти. Важно, что этот документ синхронизирован с политикой компании в области развития человеческого капитала. Предусмотренные им инвестиции дают возможность модернизировать инфраструктуру университетов, проводить исследования, развивать научную деятельность, а также совершенствовать программы обучения студентов и подготовку преподавательского состава. Одно из направлений программы подразумевает развитие бренда работодателя и усиливает присутствие ОАО «РЖД» в железнодорожных вузах как привлекательного современного работодателя.
Сегодня отраслевые вузы – это основная площадка, которая позволяет нам как работодателю наладить контакт со студентами. Знакомство с отраслью и адаптация потенциальных работников начинается в студенческих аудиториях, где мы вовлекаем студентов в проекты компании, рассказываем о преимуществах работы в холдинге, о возможностях, которые РЖД открывают для профессионального и карьерного роста. В вузах появились брендированные аудитории и коворкинги, они используются для проведения различных тематических лекций, мастер-классов. Это уникальная комфортная среда для внеучебной коммуникации студентов. Кроме того, руководители компании регулярно выступают с лекциями в университетах, делятся своим опытом, рассказывают об инновационных проектах и планах компании на будущее.
– Каких результатов удалось достичь за два года действия программы взаимодействия с университетскими комплексами железнодорожного транспорта?
– В числе наиболее важных результатов отмечу, во-первых, обновление за счёт средств компании учебной базы отраслевых вузов. Уже оборудованы 105 современных тренажёрных классов для подготовки специалистов локомотивного комплекса и хозяйства движения.
Во-вторых, были созданы и внедрены новые образовательные программы для целевой подготовки как студентов, так и наших работников. В общей сложности за два года мы обеспечили подготовку более 150 руководителей и специалистов компании по программам магистратуры по таким востребованным направлениям, как пассажирский комплекс железнодорожного транспорта, информационное моделирование объектов транспортной инфраструктуры, логистические и маркетинговые стратегии клиентоориентированности транснациональной транспортно-логистической компании, экономика труда.
В-третьих, по итогам обучения среди выпускников вузов и преподавателей внедрена практика оценки профессиональных и корпоративных компетенций по моделям, действующим в компании. За время действия программы 126 преподавателей прошли оценку по моделям основных наших хозяйств – инфраструктуры, тяги и движения. Результаты оценки нас порадовали – более 65% преподавателей успешно справились с поставленными задачами, однако есть к чему стремиться. Университетам даны рекомендации, на что обратить внимание при формировании ежегодных программ переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
Также мы сформировали новую систему управления вузовскими комплексами – через попечительские и наблюдательные советы, в которых принимают участие первые руководители компании.
Кроме того, руководители компании закреплены за профильными железнодорожными кафедрами. Такой подход позволяет оперативно информировать вузы обо всех изменениях, которые происходят в отрасли.
Наконец, компания развернула системную работу по продвижению бренда ОАО «РЖД» как работодателя в студенческой среде, мы проводим много разных профориентационных активностей, которые позволяют студентам лучше узнать задачи компании и увидеть свои карьерные возможности. В качестве примера можно привести проекты Центра бренда работодателя и развития человеческого капитала ОАО «РЖД» – это Дни карьеры, формирование сообщества студентов – амбассадров РЖД, круглые столы с железнодорожниками-руководителями. Стараемся работать не только со студентами, но и с абитуриентами, которые только сдают документы в приёмные комиссии, помещения которых тоже брендированы, в них есть информационные материалы (видеоролики, буклеты, стенды). И здесь же всегда работают наши представители, которые готовы ответить на все вопросы будущих студентов.
– Какие задачи ставите себе на этот год?
– Ключевая задача – обновление учебной базы. В этом году мы вводим в эксплуатацию новые классы для подготовки специалистов путевого хозяйства.
Новый для нас проект – подготовка кадрового резерва отраслевых вузов. Речь идёт о подборе и подготовке управленцев на руководящие должности. Развитие компетенций будет осуществляться по программе повышения квалификации Корпоративного университета РЖД с учётом специфики отраслевых вузов. Основной упор будет сделан на развитие четырёх блоков компетенций: управленческих, профессиональных, личностных и корпоративных. Зачисление в резерв будет осуществляться по итогам защиты кандидатами разработанной ими в ходе обучения программы трансформации вузов.
Формирование такого резерва позволит компании принимать участие в кадровой политике университетов, готовить мотивированных на взаимодействие с компанией управленческих работников.
В числе важных акцентов нашей работы на этот год – совершенствование инструментов мотивации студентов и выпускников к научно-техническому творчеству. Также планируем подключение вузов к корпоративной системе дистанционного обучения и информационным системам.
– Как вы оцениваете взаимоотношения, которые сейчас установились между компанией, вузами и их учредителем?
– Сейчас все заинтересованные стороны вышли на совершенно новый уровень взаимоотношений. Мы стали работать очень тесно, чтобы синхронизировать свои усилия. В каждом вузе есть проректор, закреплённый за реализацией Программы взаимодействия холдинга с университетскими комплексами железнодорожного транспорта. С каждым руководителем мы находимся в постоянном контакте, регулярно проходят встречи, в которых участвуют представители компании и университетов, это позволяет нам видеть ход работы по всем направлениям, обсуждать вопросы, требующие особого внимания, и оперативно принимать решения.
Важная часть совместной работы – взаимодействие с различными ведомствами, в частности с Минтрансом, Росжелдором, Минобрнауки и Минпросвещения.
– Отраслевые университеты за последнее время добились значительных успехов в образовательной среде, в том числе стали участниками проектов «Приоритет-2030» и «Профессионалитет». Заинтересована ли компания в продвижении отраслевых вузов и какую поддержку в этой части оказывает?
– Мы заинтересованы в том, чтобы отраслевые вузы занимали ведущие позиции в академическом пространстве и были готовы участвовать в инновационных проектах в сфере образования на федеральном уровне. Мы оказываем вузам комплексную поддержку по всем вопросам, начиная от оснащения аудиторий современными тренажёрами до включения в разработку, апробацию и внедрение новых программ и образовательных технологий. В этом году Минобрнауки запускает сразу два знаковых для системы проекта: «Передовые инженерные школы» и «Приоритет-2030. Дальний Восток». Всем нашим университетам, которые решат принять в них участие, мы окажем необходимую поддержку со стороны компании. Так, по участию в проекте «Приоритет-2030. Дальний Восток» уже есть договорённость с руководством Дальневосточного госуниверситета путей сообщения (ДВГУПС).
Проект позволит университету принимать участие в реализации стратегических планов социально-экономического развития края, а это значит, что будут запускаться уникальные образовательные программы с учётом специфики и потребностей региона, создаваться новые исследовательские лаборатории, внедряться модульные и сетевые формы обучения, ДВГУПС будет интегрирован в проект межвузовского кампуса. Всё это позволит усилить наш отраслевой вуз и укрепить его позиции во взаимодействии с ведущими предприятиями-стейкхолдерами региона. Безусловно, мы это поддержим.
– ОАО «РЖД» взаимодействует не только с отраслевыми, но и с классическими многопрофильными вузами. С какой целью компания вышла на внешний образовательный рынок?
– Нам важно сотрудничать с ведущими вузами страны, потому что для развития компании нужны специалисты не только железнодорожного профиля. ОАО «РЖД» реализует ряд прорывных проектов, в частности проектируются первые линии ВСМ, создан собственный инжиниринговый центр, идёт автоматизация и цифровизация всех производственных процессов (ключевые направления – это автоматический сбор и обработка данных о состоянии подвижного состава и инфраструктуры, внедрение безлюдных технологий в работу станций и управление поездами, использование цифрового моделирования – BIM-технологий – при строительстве железнодорожных объектов). Наконец, РЖД стали ключевым партнёром государства в освоении квантовых коммуникаций. Эти и другие проекты уже сегодня требуют экспертизы специалистов разных областей, в их числе инженеры, экономисты, менеджеры, юристы, специалисты в сфере IТ, маркетинга, коммуникаций, логистики.
В перспективе потребность в специалистах нежелезнодорожных специальностей будет только расти. Именно поэтому мы развиваем сотрудничество с ведущими вузами страны – это делается прежде всего в рамках нашей студенческой коммуникационной программы RZD.GENERATION. В настоящее время она объединяет более десятка разных образовательных и коммуникационных активностей – стажировки и практики, бизнес-кейсы и научные проекты, хакатоны и кейс-чемпионаты, профориентационные квизы, Дни карьеры, а также экскурсии на производственные объекты, в офисы и музейные комплексы ОАО «РЖД», встречи со стейкхолдерами. Мы используем любую возможность, чтобы обращаться к молодым талантам, рассказывать о нашей компании и вовлекать в её проекты.
Беседовала Юлия Антич