Туризм стал одной из самых пострадавших в российской экономике отраслей. Первый удар по турбизнесу нанесла пандемия COVID-19, второй – внешние ограничения, вызванные санкционным давлением на РФ. На этом фоне происходит переориентация путешественников на внутренний рынок. Какие перспективы перед железнодорожным туризмом открываются в новых условиях и какие вызовы стоят перед ОАО «РЖД», обсуждали участники железнодорожной конференции «PRO//Движение.Туризм», организованной ИД «Гудок» 7 апреля в Музее железных дорог в Санкт-Петербурге.
Музей железных дорог, открывшийся всего пять лет назад и принявший в апреле миллионного посетителя, стал местом притяжения для туристов из разных стран. «Я здесь впервые. И это удивительное место. Это не просто музей, а целое общественно-деловое пространство, где проходят самые разные мероприятия», – отметила модератор первой дискуссии конференции «Трансформация путешествий и отдыха. Железнодорожный туризм как вектор развития регионов», директор инициатив по развитию туризма, экологии и климату Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова. Всего в дискуссиях, которые проходили в смешанном формате, приняли участие порядка 500 человек – представители ОАО «РЖД», туроператов и профессиональных сообществ, федеральных и региональных органов власти.
Встроиться в систему
В этом году в опросах о планах на свой отпуск россияне всё чаще говорят о железной дороге, подчеркнула заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
«Благодаря совместным усилиям с ОАО «РЖД» и инициативе коллег из туротрасли за последние годы получилось переломить образ восприятия железных дорог только как транспортного средства. Теперь поездка поездом воспринимается как путешествие, – говорит она. – Ростуризм внимательно изучает мировую практику этого вида путешествий, и, я думаю, у нас есть все предпосылки, чтобы стать лидерами и сформировать практики, на которые будут ориентироваться другие страны».
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов напомнил участникам конференции, что железнодорожный туризм был хорошо развит в советское время, однако с течением времени утратил былую популярность. «С 2020 года при содействии Правительства РФ железнодорожный туризм получил мощный стимул к возрождению, но уже в новом качестве, отвечающем всем современным требованиям туристов нового поколения», – подчеркнул он.
Поэтому в компании системно подходят к развитию туризма. Так, в прошлом году в ОАО «РЖД» была принята Концепция развития туристических перевозок пассажиров и утверждён «Порядок организации туристических перевозок в холдинге «РЖД».
«С Ростуризмом мы активно работаем в части изменения федерального законодательства. Нам предстоит ещё внесение изменений в Устав железнодорожного транспорта и федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», – уточнил Дмитрий Пегов.
По мнению Ольги Захаровой, железнодорожные путешествия – это не просто перевозка пассажиров. «Это участие и взаимодействие, это сложносочинённый механизм, который требует управленческих навыков абсолютно от всех участников», – считает она.
Маршрутов становится больше
В прошлом году туристические поезда назначались по 22 маршрутам, они проходили по более чем 35 регионам РФ.
«Среди направлений наибольшим спросом пользуются Северный Кавказ, Карелия, Байкал. Также развит событийный туризм: успех «Поезда Деда Мороза» – яркий тому пример», – отметил Дмитрий Пегов.
В 2022 году увеличилось число туристических маршрутов. Уже дан старт пяти новым туристическим поездам формата «поезд-отель»: «В Сибирь» (Москва – Казань – Тюмень – Тобольск – Пермь – Москва); «Байкальский экспресс» (Иркутск/Улан-Удэ – Слюдянка – Байкал и обратно); «Величие Севера» (Москва – В. Новгород – Рускеала); «К Деду Морозу» ( Самара – Н. Новгород – В. Устюг – Киров – Н. Новгород – Самара), «Поморский экспресс» ( Москва – Петрозаводск – Кемь – Обозерская – Архангельск – Вологда – Ярославль – Углич – Москва).
«Мы представляем железнодорожные туры в новом, современном формате. Россия – самая красивая страна. И открывать Россию из окна поезда вместе с «Российскими железными дорогами» комфортно, современно и удобно», – говорит первый заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Елена Ракова.
Холдинг предлагает и другие продукты: ретросоставы на паровозной тяге, экскурсии, маршрутные перевозки, мультимодальные перевозки, маршруты воинской славы. По словам генерального директора ООО «РЖД Тур» Романа Бараковских, всего путешественникам доступно порядка 80 различных предложений.
«Мы постоянно проводим мониторинг спроса пассажиров, взаимодействуем с туристическими операторами, чтобы предоставить россиянам наиболее интересные и привлекательные маршруты для поездок и изучения различных регионов нашей страны», – отметил заместитель генерального директора АО «Федеральная пассажирская компания» Николай Абрамов.
Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин рассказал, что в 2022 году на полигоне ОЖД к запуску планируются новые ретромаршруты: «Летняя паровозная прогулка» по маршруту с Витебского вокзала до станции Царское Село и обратно; «Крепость Орешек» по маршруту с Финляндского вокзала до станции Петрокрепость и обратно. Кроме того, совместно с музеем-заповедником Великого Новгорода будет реализован экскурсионный продукт для организации пешеходных экскурсий по историческим местам Великого Новгорода.
«Впереди нас ждёт плодотворный год, мы продолжаем работать над перспективами развития внутреннего туризма и готовимся представить новые продукты для путешественников», – сказал Виктор Голомолзин.
По словам Елены Раковой, ОАО «РЖД» разрабатывает абсолютно новые, не имевшие ранее аналогов туристические проекты. «Один из таких проектов – ужин в ретропоезде. Формат мероприятия предполагает романтический ужин на борту ретропоезда «Рускеальский экспресс» под аккомпанемент классической музыки. Формат мероприятия предполагает дресс-код из вечерних нарядов и строгих костюмов», – добавляет Елена Ракова.
На всём протяжении пути от Сортавалы до Рускеалы и обратно поезд следует с паровозом.
Создание новых туристических продуктов – это ещё и значительный вклад в продвижение регионов и их социально-экономическое развитие. «В отношении многих субъектов России есть определённые стереотипы. Железнодорожные путешествия ломают представления о том, что в регионах нет туризма и там нечего смотреть», – подчеркнула директор Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Мария Трофимова.
С туристом по пути
ОАО «РЖД» постоянно работает над повышением качества предоставляемых услуг и узнаваемостью бренда РЖД. Специальную подготовку проходят проводники туристических поездов: они должны уметь ответить на все вопросы путешественников. В «Порядке организации туристических перевозок в холдинге «РЖД» целый раздел отведён получению обратной связи от пассажиров.
Кроме этого, все туристические поезда с марта этого года оформляются в едином фирменном стиле вспомогательного бренда «Путешествуй с РЖД!». Туристический поезд хорошо заметен издалека, поскольку все поезда постоянного формирования оформляются в трёх основных цветах: синем, охровом и изумрудном. Единство стилистического и цветового оформления сохраняется и в вагонах.
Поезда имеют уникальные и запоминающиеся названия («В Карелию», «В Сибирь», «Жемчужина Кавказа», «Сочи», «Серебряный маршрут» и «Цветущая степь», «Рускеальский экспресс»).
Туристические поезда формата «отель на колёсах» формируются из вагонов последних лет производства. Высокий уровень сервиса позволяет туристу полноценно наслаждаться отдыхом даже в долгой поездке. По словам Дмитрия Пегова, в этом году в ОАО «РЖД» приняли в эксплуатацию новые вагоны-души, вагоны-рестораны и вагоны-залы.
Кроме этого, для организации туристических поездов у завода-производителя компания заказала специально разработанный двухэтажный состав из вагонов нового поколения: с увеличенными размерами купе второго этажа, с новейшей пневмоподвеской, позволяющей повысить плавность хода и комфорт в поезде. Все вагоны нового поезда оборудованы душевыми кабинами, системой климат-контроля. Каждый пассажир имеет свободный доступ к розеткам 220В и к USB-портам.
«РЖД – это бренд, которому люди доверяют. Мы не можем не оправдывать их надежд», – подчеркнул Дмитрий Пегов.
Поэтапно внедряются цифровые клиентские сервисы. Для этого на сайте ОАО «РЖД» есть раздел «Путешествуй с РЖД!», где размещены все туристические маршруты и продукты. Кроме этого, создан отечественный удобный сервис бронирования отелей (travel.rzd.ru).
Сейчас там содержится порядка 65 тыс. предложений от объектов размещений (отели, апартаменты, гостевые дома). Сервис также присоединён к программе Ростуризма «Туристический кешбэк», что даёт возможность клиентам вернуть 20% от стоимости услуги при оплате картой «Мир».
Кроме этого, ОАО «РЖД» разрабатывает и новый модуль – платформу продажи комплексных туристических продуктов с железнодорожной составляющей.
«В текущих событиях железнодорожный транспорт становится одним из ключевых, а ОАО «РЖД» – главным элементом путешествия», – подчеркнул ректор ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» Александр Федулин.
Виталий Маслюк