Сергей Дворов
заместитель начальника отдела организации государственного контроля в пунктах пропуска и реализации пограничной политики Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС
Ускорить перевозки
В России создадут интеллектуальные пункты пропуска на границе
Для увеличения грузовых перевозок в экспортно-импортном и транзитном сообщении в России модернизируют пункты пропуска во всех видах транспортного сообщения. Так, в апреле на российско-китайской границе после реконструкции открылся железнодорожный грузо-пассажирский пункт пропуска Забайкальск. Сегодня это один из основных транзитных узлов страны: через Забайкальск проходит более половины грузового потока между Россией и Китаем, а с учётом переориентации товаров с запада на восток эта доля, по прогнозам участников транспортного рынка, будет только расти. После реконструкции этот пункт пропуска стал самым современным в России. Здесь установлен первый в стране железнодорожный стационарный инспекционно-досмотровый комплекс. Контроль грузов проходит без вскрытия контейнеров и остановки состава, идущего со скоростью до 70 км/ч.
О развитии пунктов пропуска на российских границах рассказал заместитель начальника отдела организации государственного контроля в пунктах пропуска и реализации пограничной политики Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Сергей Дворов.
– Сергей Сергеевич, какие железнодорожные пункты пропуска актуально развивать с учётом грузовых потоков?
– Наибольший объём товаров в 2021 году, по данным ФТС России, был перемещён через железнодорожные пункты пропуска Валуйки (Белгородская область), Забайкальск (Забайкальский край), Нестеров (Калининградская область), Брянск-Льговский (Брянская область), Бусловская (Ленинградская область) и Пограничный (Приморский край). В 2022 году в условиях введённых в отношении России санкций на отдельных пунктах пропуска отмечается снижение грузооборота, происходит переориентация и перестройка логистических цепочек поставок (данные за I квартал сейчас находятся в обработке. – Ред.).
При этом большинство железнодорожных пунктов пропуска не соответствует установленным требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля. Их обустройство, создание необходимых условий для государственного контроля – одна из приоритетных задач. По мнению ФТС России, развивать требуется все пункты пропуска. Однако определять приоритеты по их обустройству необходимо с учётом сведений об объёмах планируемого грузооборота, имеющихся в ОАО «РЖД», а также с учётом данных Минтранса России.
– Какие законодательные изменения нужны для развития пунктов пропуска?
– В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года заложена задача по разработке модели перспективного интеллектуального пункта пропуска. Её реализация будет выполняться в рамках Плана мероприятий на период 2021–2024 годов, утверждённого Правительством РФ. Итогом должно стать, в том числе, нормативное закрепление модели как стандарта для использования при строительстве, модернизации и реконструкции пунктов пропуска.
ФТС России в 2021 году направила в Минтранс предложения о нормативном закреплении на законодательном уровне перспективной модели интеллектуального пункта пропуска по морскому, автомобильному, железнодорожному и воздушному видам транспорта, а также о необходимости отдельного закрепления обязательных требований по обустройству пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами. На основании этих предложений Минтранс подготовил соответствующий проект постановления правительства. Нормативное закрепление требований к обустройству пунктов пропуска позволит сформировать сбалансированную правовую систему, регламентирующую как вопросы обустройства пунктов пропуска в целом, так и закрепляющую обязанность их оснащения современными техническими системами.
– Каким будет интеллектуальный пункт пропуска?
– В модель интеллектуального пункта пропуска заложено применение систем непрерывного сканирования перемещаемых транспортных средств. Для этих целей будут использоваться инспекционно-досмотровые комплексы портального типа, разрабатываемые технологии оптического распознавания и глубокого анализа изображений. Таможенными органами в настоящее время изучается положительный опыт, полученный в ходе экспериментальных сканирований на первом в России стационарном железнодорожном ИДК, который установлен в пункте пропуска Забайкальск.
Беседовала Мария Абдримова