Игорь Пантюшин,
заместитель главного инженера Северной железной дороги:
– В последнее время на дороге активизировалась работа по определению импортных материалов и устройств железнодорожной инфраструктуры, имеющих критически важное значение для обеспечения функционирования магистрали. В настоящее время ведётся поиск их аналогов. При содействии Торгово-промышленной палаты Ярославской области установлены контакты с промышленниками из регионов, по которым проходит Северная дорога. Сейчас производители ведут разработку и выпуск продукции для магистрали на основании наших технических заданий. Так, Ярославский радиозавод, входящий в государственную корпорацию «Ростех», рассматривает возможность изготовления носимых радиостанций. Подбираем предприятие, которое сможет осуществлять замену электронных блоков и комплектующих для электровозов.
С февраля этого года на станции Ярославль-Главный начались испытания опытного образца системы роликовых устройств для стрелочного перевода. Система изготовлена ООО «КТК» (Рыбинск) из российских комплектующих и значительно дешевле зарубежных аналогов. Испытания роликовой системы завершатся 10 августа. За это время можно будет оценить её надёжность и внести необходимые корректировки.
Кроме прямого замещения импортной продукции идёт взаимодействие с местными производителями по увеличению глубины локализации выпускаемой продукции железнодорожного назначения. Отмечу, что от мероприятий по локализации производства продукции мы ожидаем не только экономических, но и социальных эффектов в виде новых высокотехнологичных производственных мощностей в регионах полигона СЖД, новых рабочих мест и увеличения отчислений в бюджеты различных уровней.
Тарас Спивак,
генеральный директор ГК КСК:
– Локализация комплектной базы, позволяющая не зависеть от иностранных поставщиков, – одно из ключевых условий развития производств комплектующих для транспортного машиностроения. Мы всегда это понимали, поэтому задача по импортозамещению в КСК была поставлена задолго до сегодняшних событий, которые просто обострили ситуацию и подтолкнули нас к скорейшему выполнению этой задачи на 100%.
В марте мы начали перестраивать свои логистические потоки, чтобы переориентироваться исключительно на внутренних производителей и найти пути замены той небольшой части импортных комплектующих, которую мы ввозили с территории Евросоюза. В ближайшее время эти вопросы будут окончательно решены: мы либо сразу заменим европейские компоненты на отечественные аналоги, либо воспользуемся предложениями азиатских партнёров. При этом можно прогнозировать, что при переходе с зоны влияния валютных рисков на территорию РФ себестоимость продукции будет снижаться. В краткосрочной перспективе мы вряд ли это ощутим, поскольку оперативное решение всех возникших вопросов потребует значительных вложений, но в долгосрочной перспективе мы ожидаем уменьшения себестоимости продукции и выхода на другой конкурентный уровень. Рассчитываем, что по сравнению с текущей ситуацией конкурентоспособность российской продукции в конечном итоге значительно возрастёт.
Максим Григорьев,
главный инженер Свердловской дирекции по энергообеспечению («Трансэнерго»):
– 13 апреля в Екатеринбурге по инициативе дороги прошла трёхсторонняя встреча представителей Свердловской дирекции по энергообеспечению, предприятия «Уралэлектротяжмаш» (УЭТМ) и научных сотрудников кафедры «Электроснабжение транспорта» УрГУПСа. Обсуждались вопросы импортозамещения в электротехническом оборудовании. Производители оборудования и раньше решали задачу локализации производства, максимальной замены зарубежных образцов и технологий отечественными аналогами, но сейчас вопрос стал острее.
Встреча проводилась в рамках Дня инноваций ОАО «РЖД» и Всемирного дня творчества и инновационной деятельности на площадке завода УЭТМ. От научного сообщества мы ждём новых интересных прорывных решений для их реализации на железной дороге. В железнодорожной высоковольтной энергетике традиционно применяются в основном отечественные разработки, поэтому больше вопрос стоит о повышении их качества и надёжности. Отмечу, что они не просто составляют достойную конкуренцию импортным образцам, но по некоторым позициям даже их опережают.
На встрече обсудили идею старшего преподавателя кафедры «Электроснабжение транспорта» Леонида Фролова, который предложил использовать тиристорный регулятор для системы БАРН и многоступенчатый тиристорный переключатель РПН.
Начальник электротехнической лаборатории Игорь Пятецкий предложил пути повышения надёжности блоков БВ типа ВАБ-49. Он и его коллеги в ежедневном режиме видят достоинства и недостатки эксплуатации оборудования и предлагают направления поиска лучших решений.
Кроме того, специалисты Свердловского центра инновационного развития под руководством Дмитрия Червякова определяют возможности внедрения новых проектов на полигоне дороги и для их тиражирования в ОАО «РЖД». Дмитрий Червяков рассказал о развитии новых форм партнёрства с организациями и предприятиями, занимающимися инновационной деятельностью в регионе. В числе проектов, учтённых Свердловским центром инновационного развития, – распределительные устройства с элегазовой изоляцией наружной установки РУЭН-УЭТМ-110, вакуумные однофазные выключатели переменного тока на класс напряжения 25 кВ для подвижного состава. Оба этих проекта разработала специалист УЭТМ Светлана Костецкая. В целом по многим направлениям в железнодорожной энергетике отечественные предприятия вполне успешно ведут собственные разработки.
Беседовали
Елена Солондаева,
Владимир Андреев,
Владимир Константинов