Санкции, введённые против российских компаний и банков, сделали вопрос импортозамещения одним из наиболее важных в работе ОАО «РЖД», всей железнодорожной промышленности и науки. Принятые ранее программы позволяют уже сейчас производить отечественные продукты, способные эффективно заменить зарубежные решения. Напомним, в июне прошлого года Минпромторг, ОАО «РЖД» и ведущие предприятия железнодорожного машиностроения подписали дорожную карту, в которой указаны целевые параметры импортозамещения к 2024 году.
Подвижной состав
К 1 июля 2022 года Дирекция тяги должна представить программу мероприятий по созданию нового тягового подвижного состава до 2030 года и на перспективу до 2035 года. С учётом сложившейся ситуации это должен быть целиком и полностью российский подвижной состав, сообщил на совещании по вопросам качества и сервисного обслуживания и эксплуатационной надёжности локомотива заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский.
Ситуация в железнодорожном машиностроении с импортными комплектующими обстоит гораздо лучше, чем в большинстве отраслей промышленности. По данным Минпромторга, доля российской продукции в железнодорожном машиностроении России составляет около 92%. Но при этом даже узлы производства ведущих западноевропейских фирм, используемые при выпуске современных локомотивов, часто не позволяют подвижному составу выйти на высокие уровни эксплуатационной готовности, которые требуются для ОАО «РЖД», и, более того, иногда затрудняют сервисное обслуживание машин.
По словам и.о. директора Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» Андрея Ламкина, один из самых современных пассажирских электровозов ЭП20 имеет довольно хорошую надёжность, однако основное количество отказов связано именно с оборудованием, поставляемым из-за рубежа.
Как подчеркнул Олег Валинский, холдинг по-прежнему ожидает получения экономического эффекта при проектировании новых локомотивов и новых технических решений. «Задачи импортозамещения не должны решаться за счёт снижения надёжности и безопасности движения. Это не поймём ни мы, ни потребители наших услуг», – заявил Олег Валинский.
Комплектующие приобретают российскую прописку
Как рассказали «Пульту управления» в Группе компаний КСК («Ключевые системы и компоненты», крупнейший в стране производитель климатического оборудования, деталей интерьера и экстерьера, электрооборудования и электронных компонентов для локомотивов и подвижного состава), её предприятия занимаются импортозамещением в течение последних пяти лет. С этой целью компанией при поддержке государства в 2021 году был создан в Твери центр компетенций «Промтехнопарк КСК». Общий объём инвестиций в проект составил более 5 млрд руб., планируемая номенклатура производимых резидентами технопарка компонентов подвижного состава – более 300 наименований.
Сегодня уровень локализации в РФ по позициям продукции компании составляет порядка 90%. Многие продукты уже сейчас полностью собираются на российской компонентной базе, причём большинство субкомпонентов производится внутри периметра Группы компаний КСК.
Например, корпуса, жгутовая продукция, системы управления кондиционерами – всё производится внутри компании. В 2021 году компания ввела в эксплуатацию производственную линию по выпуску трубчато-ламельных теплообменников, применяемых в изготовлении комплектующих климатических систем для всех пассажирских вагонов и вагонов электропоездов производства ТВЗ. Планируемая производительность линии – 20 тыс. изделий в год. До её запуска этот вид продукции импортировался из ЕС.
Компания также освоила изготовление оконных панелей для пассажирских вагонов серии 61-4458 из стеклопластика, которые ранее закупались за рубежом.
Комплект электрооборудования разработки и производства предприятий КСК, устанавливаемый на новые электропоезда, заменил аналогичные импортные изделия, в том числе тяговый преобразователь шведской компании АВВ.
В КСК отмечают, что, несмотря на сравнительно небольшую долю импортных компонентов, новые геополитические и экономические условия повлекли за собой изменения логистических цепочек, производственной системы и производственных процессов компании. Однако в ближайшие месяцы в компании рассчитывают найти новые варианты поставок, при этом полный переход на закупки у российских поставщиков расценивают как фактор роста конкурентоспособности продуктов в долгосрочной перспективе.
Рельсошлифование ускоряется
Как рассказал «Гудку» руководитель бизнес-инкубатора Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) Сергей Коларж, в конце марта 2022 года учёный совет университета принял решение создать на базе факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» проектный офис «Путевые машины». В состав проектного офиса войдут студенческое конструкторское бюро и студенческое научное общество. Проектный офис займётся проектированием новых машин и механизмов.
Решение об открытии проектного офиса было принято в рамках сотрудничества университета с калужским заводом «Ремпутьмаш» в рамках работ по созданию нового рельсошлифовального поезда, призванного превзойти по техническим характеристикам и заменить зарубежные аналоги. Предполагается, что новый поезд будет иметь оригинальную схему резания при увеличенной скорости вращения шлифовального круга. Реализация проекта позволит увеличить производительность шлифования рельсов в 2–2,5 раза и сократить время производства работ в «окно» в 1,5–2 раза. Новый поезд призван заменить используемые сейчас на сети железных дорог ОАО «РЖД» рельсошлифовальные поезда швейцарской фирмы «Спено».
Соглашение о сотрудничестве между производителем путевой техники и университетом было достигнуто в ноябре 2021 года, в декабре заключён хозяйственный договор на научно-техническое сопровождение разработки нового поезда. В феврале этого года СГУПС победил в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на развитие кооперации российских образовательных организаций и организаций реального сектора экономики. По результатам выполнения работы планируется создание опытного образца, организация его производственных испытаний, проведение финальной стадии научно-исследовательских работ и запуск в серийное производство.
Сейчас не сети в год шлифуется около 20 тыс. км рельсов из 85 тыс. общей протяжённости путей, и внедрение новой техники позволит не только заменить иностранную технику, но и ускорить проведение работ.
Импортозамещение повысит надёжность стрелочных переводов
8 апреля на одной из ключевых станций ОАО «РЖД», Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, специалисты службы автоматики и телемеханики Октябрьской дирекции инфраструктуры (ОДИ) совместно с АО «ОКБ «Электроавтоматика» установили отечественный стрелочный перевод в шпальном исполнении.
Станцию Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский выбрали в качестве полигона испытаний. Здесь перевод будет нарабатывать необходимый ресурс, поскольку в среднем в сутки он будет пропускать до 600 вагонов и срабатывать 40–60 раз. Новый стрелочный перевод выполняет те же функции, что и его предшественники, однако он имеет перед ними преимущество: он выполнен как цельнолитая конструкция. На железной шпале смонтирован железный короб, в котором размещены тяги привода и другие рабочие органы. Также в закрытом коробе расположен автоматический блок управления приводом. Благодаря жёсткой и закрытой конструкции стрелочного перевода все его узлы и механизмы практически не подвержены воздействию влаги и меньше изнашиваются.
В переводах существующих конструкций изолирующие элементы стрелочной гарнитуры электропривода разрушаются из-за динамической нагрузки от проходящих поездов, что нарушает нормальную работу рельсовой цепи. Цельная конструкция нового перевода предохраняет его от разрушения. Шпальное исполнение позволяет осуществлять очистку первого шпального ящика зимой без риска повреждения и разрегулировки контрольных тяг электропривода. Как объяснил «Пульту» главный инженер службы автоматики и телемеханики ОДИ Дмитрий Пугачёв, зимой из-за таяния и смерзания снега происходит разрегулировка контрольных тяг, стрелка теряет контроль и дежурный перестаёт понимать, в каком положении она находится, а это неприемлемо для движения, особенно на такой загруженной станции, как Сортировка: «Благодаря жёсткой и герметичной конструкции с новым переводом такое не может случиться». Все эти преимущества отечественного устройства позволяют также вдвое снизить эксплуатационные расходы на его обслуживание за счёт снижения числа проверок. Опытная эксплуатация перевода продлится год. Первые итоги будут подведены уже этим летом.
Отечественного ПО стало больше
За прошедший год филиал ОАО «РЖД» Проектно-конструкторско-технологическое бюро по системам информатизации – Центр цифровых технологий (ПКТБ-ЦЦТ) реализовало несколько крупных цифровых проектов для холдинга на импортонезависимом программном обеспечении.
Как рассказал «Гудку» директор ПКТБ-ЦЦТ Алексей Урусов, в 2019 году в конструкторско-технологическом бюро была создана Служба гибкой разработки программного обеспечения с применением гибких методологий. Все её проекты реализуются на импортонезависимом программном обеспечении.
Так, в 2021 году служба разработала ключевые продукты для кадрового блока ОАО «РЖД» – Карьерный портал холдинга «РЖД» и Систему дистанционного обучения сотрудников ОАО «РЖД». Для Центра фирменного транспортного обслуживания был разработан «Личный кабинет клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок». В прошлом году также была введена в эксплуатацию разработанная службой автоматизированная система «Зарубежные проекты» – интерфейс получения широкого перечня данных о текущем статусе проработки любого зарубежного проекта.
В 2022 году планируется запустить «Цифровой портал экспортного портфеля холдинга «РЖД» – информационную онлайн-площадку на базе основного сайта ОАО «РЖД», нацеленную на продвижение продуктов и услуг холдинга на зарубежные рынки. На нём будет размещена информация о более чем 160 пригодных к экспорту продуктах и услугах холдинга.
По словам Алексея Урусова, реализация проектов на импортонезависимом программном обеспечении и включение их в реестр позволили увеличить долю закупок отечественного программного обеспечения в ОАО «РЖД» в 2021 году до 33% от общей доли закупок. При этом с учётом программного обеспечения, исключительные права на которое принадлежат ОАО «РЖД», в 2021 году доля закупок отечественного ПО составила 84%.
Сергей Плетнёв,
Владимир Константинов,
Марк Львов, Ольга Беляева