Денис Кравченко
первый заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике
Поддержка есть
Законодательные инициативы для преодоления санкционного давления
6 апреля этого года правительство приняло решение о докапитализации ОАО «РЖД» на сумму 250 млрд руб. Эти средства будут направлены на модернизацию БАМа и Транссиба, а также на закупку нового подвижного состава. О мерах господдержки «Пульт управления» поговорил с первым заместителем председателя комитета Государственной думы по экономической политике Денисом Кравченко.
– Денис Борисович, какие из направлений господдержки железнодорожного транспорта вы считаете наиболее важными?
– В нынешних условиях, когда Запад откровенно разрывает с нами большую часть торговых отношений, президент России поставил конкретную задачу по диверсификации экспорта. Надо закрепить тенденцию последних лет – переориентировать транспортные потоки на быстрорастущие рынки Юга и Востока. Следует определить ключевые объекты инфраструктуры и начать их строить. Я однозначно поддерживаю крупные инфраструктурные проекты развития: модернизацию Транссиба, БАМа, развитие Центрального транспортного узла.
Принятое правительством решение о докапитализации ОАО «РЖД» на 250 млрд руб. для решения этих задач я также считаю крайне своевременным. Для нас, законодателей, создающих условия для переориентации внешней торговли в сторону дружественных государств, ОАО «РЖД» сейчас становится одним из ключевых партнёров, который всегда поддерживал проекты по развитию страны, подставлял плечо в самых сложных ситуациях.
– Появились ли у железнодорожной отрасли в связи с западными санкциями новые возможности для развития?
– Безусловно, кризисная ситуация всегда рождает новые возможности для развития. Предпосылки для их реализации созданы: прежде всего это стимулирование транспортного машиностроения и госполитика глобального импортозамещения во всех сферах экономики. На мой взгляд, в краткосрочной перспективе самыми важными направлениями развития являются сегменты производства запасных частей для подвижного состава (подшипников средней и тяжёлой серий, компонентов дизельных двигателей тепловозов). Также нам придётся налаживать собственное производство или расширять объёмы выпуска электротехнических изделий (реле, контакторов, клемм), электронных компонентов, электрических датчиков, полупроводниковых приборов.
– Какие меры по поддержке импортозамещения в железнодорожном машиностроении сейчас необходимы?
– Нужно определить перечень импортосодержащей продукции, критически важной для обеспечения перевозочного процесса, и определить приоритеты: что конкретно следует заместить в первую очередь. Также необходимо принять стимулирующие меры для производителей железнодорожной продукции. В числе таких необходимых, на мой взгляд, мер государственной поддержки могу назвать льготное кредитование и субсидирование, в том числе за счёт включения в госпрограммы, упрощение процедур подтверждения соответствия составных частей локомотивов, формирование долгосрочных заказов. Кроме того, необходимо проработать вопросы ускоренного внесения изменений в существующую конструкторскую документацию для перехода на отечественные аналоги комплектующих.
– Готовятся ли в Госдуме новые законы, направленные на поддержку железнодорожного транспорта?
– Да, сейчас проходит доработку к рассмотрению во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах». Этот законопроект даст возможность ОАО «РЖД» право заключать договоры на поставку общераспространённых полезных ископаемых без проведения аукциона на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Речь идёт о поставках песка, щебня, других материалов, необходимых для работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту инфраструктуры БАМа и Транссиба.
Готовится и изменение в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации по вводу условий заключения договора об организации перевозок грузов на принципе «вези или плати». Сейчас многократно возрос спрос на перевозки грузов в восточном направлении. Мы будем детально обсуждать позицию ОАО «РЖД» о целесообразности исключения из этого законопроекта положения, касающегося объёмов перевозок и категорий грузов. Для более оперативного реагирования на текущую обстановку ОАО «РЖД» предлагает закрепить за Правительством РФ полномочия по определению конкретных объёмов и направлений перевозок, а также категорий грузов, перевозимых по договорам на принципе «вези или плати». Считаю, что эта мера позволит обеспечить более гибкий механизм вывоза продукции российских предприятий, адаптировать его в короткие сроки к внешнеэкономическим условиям и снять бюрократические барьеры.
Беседовал
Владимир Константинов