Государство приняло пакет мер по поддержке российской экономики в условиях беспрецедентного экономического давления. Особое внимание уделяется транспортной отрасли.
Так, 9 апреля по поручению президента Владимира Путина правительство одобрило приобретение Минфином России в 2022 году за счёт средств Фонда национального благосостояния привилегированных именных акций ОАО «Российские железные дороги» на сумму 250 млрд руб. Решение было принято в рамках плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешних санкций и направлено на обеспечение источниками реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» в части развития железнодорожной инфраструктуры и обеспечения повышения мобильности населения.
Премьер-министр Михаил Мишустин анонсировал это решение во время своего выступления с ежегодным отчётом в Госдуме 7 апреля. «Это позволит продолжить реализацию масштабной инвестиционной программы РЖД, обеспечить заказами отрасли экономики, но главное – сохранить ещё и сотни тысяч рабочих мест», – заявил он.
Средства будут направлены на поддержку реализации инвестиционной программы РЖД: модернизацию железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, приобретение тягового и моторвагонного подвижного состава и вагонов дальнего следования.
Напомним, объём инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2022–2024 годы составляет 3,3 трлн руб. В 2022 году компания впервые перешагнёт планку в 1 трлн руб. инвестиций. Только в текущем году на выполнение Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предусмотрены затраты в 435 млрд руб. По итогам реализации инвестпрограммы холдинг завершит второй этап развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона.
Выступая на заседании Совета Федерации 13 апреля, вице-премьер Андрей Белоусов сообщил, что введён временный порядок определения очерёдности перевозок грузов на сети РЖД, который позволяет гибко реагировать на изменение спроса грузоотправителей на конкретные маршруты.
А 15 апреля Владимир Путин подписал поправки в закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (они были приняты Госдумой 6 апреля), согласно которым морские контейнеры иностранных компаний, временно ввезённые в Россию, можно будет использовать неограниченное число раз для внутрироссийских перевозок в течение 90 дней. Напомним, ранее зарубежные транспортные средства и контейнеры в России допускалось использовать для внутренних перевозок лишь один раз в течение срока временного ввоза (90 дней). Это можно было сделать, например, когда порожний контейнер следовал по территории РФ после завершения международной перевозки или направлялся на станцию отправления. Принятые поправки снимают ограничение в виде однократного использования контейнеров, сохраняя временной лимит их нахождения на российской территории в 90 дней.
Заместитель начальника – начальник Управления правового обеспечения Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Игорь Бычков пояснил, что многократное использование иностранных контейнеров минимизирует риск, связанный с дефицитом контейнерного парка. По его словам, снятие ограничений на их использование также будет способствовать снижению ставок аренды контейнеров операторами.
По данным Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП), порядка 80% используемых в России контейнеров – иностранные, что является нормой для международной логистики. Исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков пояснил, что многократное использование для внутренних перевозок иностранных контейнеров позволит не допустить их дефицита в России в условиях ухода западных морских линий и возросшей привлекательности экспорта. «В силу специфики контейнерных перевозок этот парк используется в любых видах сообщения, включая внутреннее. Многократное использование контейнеров в рамках сложных многосоставных «логистических колец» позволяет максимально эффективно оптимизировать перевозки и порожний пробег», – сообщил он.
Несколько решений в этой области приняла также коллегия Евразийской экономической комиссии. Так, 15 апреля совет Евразийской экономической комиссии увеличил до двух лет предельный срок временного ввоза контейнеров и ряда других видов многооборотных товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов. Срок продлевается для товаров, помещённых под таможенную процедуру временного ввоза с 1 марта 2021 года по 28 февраля 2022 года включительно.
Также 18 апреля коллегия отменила пошлину на ввозимые на территорию ЕАЭС контейнеры, арендованные у иностранных компаний. Решение вступило в силу 26 апреля и будет применяться при расчётах, произведённых в период с 28 марта до 30 сентября 2022 года включительно. До этого операторы при закупке импортных контейнеров платили пошлину в размере 10% от их стоимости.
Марк Львов