Российский университет транспорта (МИИТ) в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» реализует проект «Углеродно-нейтральный транспорт». Он нацелен на поддержку экологических стратегий и инициатив по снижению выбросов СО2 транспортом. «Пульт управления» побеседовал с руководителем этого проекта, директором Института международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) Ириной Карапетянц и выяснил, как разработчики планируют решать вопросы декарбонизации транспортного сектора.
– Ирина Владимировна, в чём актуальность проекта «Углеродно-нейтральный транспорт»?
– Транспортный сектор мировой экономики в значительной мере зависит от углеродных видов топлива и во многом является ответственным за деградацию экосистем, обусловленную ростом потребления невозобновляемых источников энергии до 90%, возрастанием объёмов транспортных отходов, генерацией 25% мировых выбросов, расширением спектра и видов загрязнений окружающей среды, ростом техногенных аварий и катастроф.
Многомерное негативное воздействие транспортного сектора на природный баланс усиливает климатические риски, вызывая серьёзную озабоченность мирового сообщества и заставляя его искать системные решения, развивать и использовать низкоуглеродные технологии.
Россия занимает четвёртое место в мире по объёмам выбросов парниковых газов. В 2021 году в Глазго (Шотландия) состоялась 26-я конференция ООН по изменению климата. На ней почти 200 стран приняли Климатический пакт Глазго – соглашение, направленное на борьбу с изменением климата. Одно из его направлений – декарбонизация (сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу). По сути, страны-участницы, в том числе Россия, обязались перестроить свои национальные и отраслевые планы в соответствии с глобальным энергопереходом к углеродной нейтральности.
Проект «Углеродно-нейтральный транспорт» РУТ (МИИТ) имеет важное значение для транспортной отрасли страны. Он посвящён декарбонизации транспортной отрасли и нацелен на создание научно-образовательной основы и прикладных инструментов для обеспечения ускоренного перехода к устойчивому низкоуглеродному развитию. По сути, мы хотим создать основу для методического обеспечения развития безуглеродных технологий в сфере транспорта. Ежегодно для рассмотрения выбираются определённые виды транспорта. Например, в этом году занимаемся проблемами воздушного и железнодорожного транспорта. На следующих этапах будем рассматривать автомобильный и водный.
– Каких результатов планируете добиться?
– Наша основная задача – разработка методологического сопровождения снижения эмиссии парниковых газов на транспорте, подготовка доказательных, сравнимых и признаваемых на международном уровне методик измерения, учёта, отчётности и оценки углеродных выбросов, создание программно-аппаратных решений, обеспечивающих автоматизированный мониторинг и верификацию данных по выбросам CO2. Результаты проекта будут способствовать реализации климатических проектов на транспорте и достижению одной из главных задач Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года – повышению уровня технологического развития и декарбонизации транспортного комплекса.
– Каковы объёмы финансирования проекта?
– Проект финансируется за счёт средств базовой части гранта Минобрнауки. Ежегодно до 2025 года каждый вуз – участник программы «Приоритет-2030» получает 100 млн руб. на реализацию заявленных стратегических проектов. Гранты предоставляются университетам на реализацию мероприятий программ развития и на финансовое обеспечение затрат, связанных с достижением поставленных целей.
– Участвуют ли в реализации проекта транспортные компании, в частности ОАО «РЖД»?
– Мы создали консорциум «Углеродно-нейтральный транспорт». В прошлом году к нему присоединились Институт проблем естественных монополий, АО «Восточный порт» и АО «Ростерминалуголь».
3 марта 2022 года в РУТ (МИИТ) состоялась международная конференция «Углеродное регулирование и декарбонизация транспорта», где было подписано соглашение о присоединении к консорциуму Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам.
В ходе этой конференции рассматривались и обсуждались вопросы экологического преимущества железнодорожного транспорта, задачи декарбонизации, способы решения проблем декарбонизации, системы измерения углеродного следа, методики измерения углеродных выбросов. В презентации ОАО «РЖД» была представлена информация об экологической стратегии компании до 2030 года, «зелёном» финансировании транспортных проектов, экологическом калькуляторе, автоматизации расчёта выбросов парниковых газов, системе экологического мониторинга «Байкал-М», мероприятиях по снижению углеродного следа, деятельности компании в области экопросвещения. ОАО «РЖД» в лице Департамента экологии и техносферной безопасности выразило заинтересованность в работе проектного консорциума «Углеродно-нейтральный транспорт». Надеюсь, в ближайшее время организуем совместную работу.
– Определён ли план реализации проекта?
– Реализация проекта будет вестись до 2025 года. Однако есть понимание необходимости его продолжения до 2030 года.
Вместе с экспертами Института физики земли им. О.Ю. Шмидта РАН планируем заниматься изучением транспортных систем на основе моделирования процессов выделения и поглощения выбросов парниковых газов в привязке к конкретным природно-территориальным единицам. Дело в том, что на снижение выбросов CO2 транспортом влияет множество факторов, в том числе природных (география, ландшафт, климат). Кроме того, расчёт количественного определения выбросов должен быть подкреплён инструментальными методами измерения концентрации углекислого газа в атмосфере. Для проведения таких исследований нам понадобится специальное оборудование.
Кроме того, сегодня по инициативе Минобрнауки ведутся разработки по созданию сети карбоновых полигонов, которые дадут возможность России расширить потенциал по улавливанию, хранению и переработке углекислого газа. Напомню, к 2030 году в стране может появиться порядка 80 таких объектов. Мы рассматриваем в качестве одного из перспективных направлений проекта в рамках реализации программы «Приоритет-2030» анализ и разработку рекомендаций по развитию углеродной инфраструктуры в транспортной отрасли. Надо понимать, что проблема декарбонизации транспорта очень многогранна и требует детального анализа.
– Какие задачи в части углеродного регулирования стоят перед железнодорожным транспортом?
– Круг задач в области декарбонизации железнодорожного транспорта планируем рассмотреть вместе с ОАО «РЖД». В первую очередь внимание будет уделено разработке методик измерения углеродного следа и их применению для его эффективного снижения.
– Планируется ли в университете в связи с реализацией этого проекта появление новой инфраструктуры?
– В Институте международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) создан Научно-образовательный центр углеродного регулирования и устойчивого развития на транспорте. Все научные исследования в области декарбонизации проводятся на его базе. Также нами подготовлено письмо на имя министра транспорта РФ о намерении центра стать отраслевой площадкой для обеспечения таких процессов, как валидация и верификация климатических проектов на транспорте.
– Появятся ли в университете соответствующие программы обучения?
– Мы посмотрели, что делается в западных университетах: там уже есть такие программы, как аудит парниковых газов, учёт наземных парниковых газов, верификация, управление парниковыми газами (в том числе на транспорте). В ближайшем будущем могут появиться такие профессии, как карбоновый брокер, менеджер по карбоновым кредитам, управляющий климатическими проектами. И очевидно, что они будут востребованы.
В этой связи в этом и в следующем учебном году мы планируем к реализации две программы дополнительного профессионального образования для подготовки высококвалифицированных специалистов в области углеродной нейтральности на транспорте – «Углеродное регулирование на транспорте» и «Углеродные единицы и кредиты на транспорте. Инструмент ценообразования на выбросы углерода (CO2)».
Абсолютно уверены, что программы будут востребованы, поскольку экологи на транспорте обеспечивают выполнение важных практических задач. От их работы во многом зависит решение проблемы декарбонизации, а также оптимизация так называемого углеродного бюджета компании, отрасли и страны в целом. Такие специалисты сейчас на вес золота.
Будем ждать слушателей, которые уже работают в сфере транспортной экологии, занимаются природоохранной деятельностью своего предприятия. В ходе 72-часового обучения они смогут усилить прикладные знания, изучат и проанализируют нормативные документы в сфере углеродного регулирования, ознакомятся с инструментами практического применения законодательных норм.
Беседовала Юлия Антич
СПРАВКА
Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которую реализует Минобрнауки, направлена на поддержку и развитие учебных заведений. Благодаря её реализации к 2030 году в России будет сформирована сеть из более чем 100 прогрессивных современных университетов, которые станут центрами научно-технологического и социально-экономического развития. Участники программы были определены в прошлом году, в их числе Российский университет транспорта (МИИТ) и Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС). Ежегодно в течение 10 лет они будут получать гранты в размере 100 млн руб. на реализацию своих стратегических проектов.