Андрей Ильиных
декан факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС)
Поезд уровня 2.0
СГУПС совершенствует технологии рельсошлифования
Минобрнауки России 25 февраля подвело итоги конкурсного отбора на получение субсидий из федерального бюджета для развития кооперации российских университетов и организаций реального сектора экономики. Из 104 поданных проектных заявок победили 34, которые представили 32 предприятия совместно с 24 университетами и тремя научными организациями.
В число победителей вошёл проект АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» (входит в машиностроительный холдинг «Синара – Транспортные машины»), разработанный при участии Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС). Проект направлен на развитие рельсошлифовальной техники.
Ежегодно на железных дорогах России шлифованием обрабатывается около 20 тыс. км рельсов. С учётом общей протяжённости магистралей (85 тыc. км) и в условиях интенсификации работы железнодорожного транспорта значительно усиливается роль рельсошлифования. Существующие объёмы выполнения этих работ не удовлетворяют современным требованиям содержания пути. При этом остро встаёт вопрос увеличения производительности рельсошлифовальных поездов. По состоянию на конец 2021 года большинство из них находились в эксплуатации уже более 20 лет и требовали полной замены на новые.
Наш проект подразумевает создание нового рельсошлифовального поезда 2.0, превосходящего зарубежные аналоги по техническим характеристикам и имеющего оригинальную схему резания при увеличенной скорости вращения шлифовального круга. Это позволит повысить эффективность выполнения работ за счёт увеличения производительности шлифования рельсов в 2–2,5 раза и сокращения в 1,5–2 раза времени производства работ в «окно» (времени, в течение которого движение поездов по перегону, отдельным путям или через станцию прекращается для производства ремонтно-строительных или монтажных работ).
Конструкция нового рельсошлифовального поезда предусматривает максимальное использование современных технологических решений, а также применение унифицированных узлов и деталей.
По результатам выполнения работы планируются создание опытного образца, организация его производственных испытаний, проведение финальной стадии научно-исследовательских работ и запуск в серийное производство.
Выпуск конструкторской документации планируется осенью 2022 года, а сборка опытного образца – весной 2023 года.
Головным исполнителем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является Сибирский государственный университет путей сообщения.
С начала 2020 года над проектом работают представители научно-исследовательской лаборатории «Технология транспортного машиностроения и ремонт подвижного состава» СГУПСа. За этот период удалось провести промышленные испытания технологии скоростного шлифования рельсов, апробировать конструкторские и технологические решения, наметить пути дальнейшей реализации проекта «Рельсошлифование 2.0».
Взаимовыгодное сотрудничество СГУПСа и АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» послужит поступательному качественному развитию технологий в области железнодорожного машиностроения в России. С учётом имеющегося в СГУПСе комплекса компетенций в области расчёта и проектирования механических, гидравлических и пневматических приводов машин и механизмов совместная работа продолжится над другими проектами по разработке новых типов путевой техники.
Транзитная сеть
Юлия Харламова, доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), доктор политических наук,
Развитие Северного морского пути будет способствовать увеличению объёмов перевозок
Рубрики: Наука