Одним из разработчиков стратегии цифровой трансформации компании стал субхолдинг ОАО «РЖД» – ООО «РЖД-Технологии», – который объединяет семь компаний. Их специализация – разработка современного программного обеспечения, поддержка пользователей ОАО «РЖД», развитие платформ по продажам услуг для грузовладельцев и пассажирских билетов. Генеральный директор ООО «РЖД-Технологии» Александр Мискарян рассказал о ключевых направлениях цифровой трансформации «Российских железных дорог».
– Александр Андреевич, с 2019 года РЖД активизировали работу по цифровой трансформации компании. Какие из достигнутых результатов вы считаете наиболее значимыми?
– Напомню, первая версия стратегии цифровой трансформации была утверждена в 2019 году, по ней работает компания. Согласно этому документу шла работа по 55 проектам, четыре из которых уже успешно реализованы. По итогам работы в 2021 году до 90% грузоперевозок стало оформляться в электронном виде. Полагаю, цифровизация этого процесса отвечала запросам грузовладельцев. Показательно, что годовая динамика перехода на оформление электронных заявок на грузоперевозки составляла 35%. Также заметных результатов удалось достичь и в развитии пассажирских сервисов. До 68% билетов на поезда дальнего следования оформляются также в электронном виде, как через сайт, так и через мобильное приложение.
– Как цифровая трансформация отражается на работе сотрудников РЖД?
– В самой компании более 120 тыс. пользователей работают с различными автоматизированными системами управления железнодорожным транспортом.
В прошлом году в компании активно внедрялся электронный документооборот. Достаточно отметить, что свыше 12 млн документов было оцифровано. Пандемия стимулировала трансформацию управленческой культуры. В РЖД сократилось количество офлайн-совещаний, значительная часть рабочих совещаний была переведена в формат видеоконференций.
Ещё одно направление, о котором следует упомянуть, – это цифровизация бизнес-процессов в компании. Сейчас описано порядка полумиллиона бизнес-процессов, оптимизация и изменения которых переводятся в цифровой формат. Также осуществляется переход на использование BIM-моделей, которые активно внедряются при строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры. Напомню, эта технология позволяет комплексно и эффективно, в режиме онлайн управлять ресурсами – техническими, трудовыми, финансовыми, оперативно получать необходимую нормативно-справочную информацию, расценки на работы и материалы.
В 2021 году активно развивался Карьерный портал РЖД, на который обратились более 126 тыс. человек. Отмечу, порядка 65% студентов, которые приходят на этот портал, получают возможность пройти производственную практику в подразделениях компании или участвуют в других активностях для студентов, предлагаемых ОАО «РЖД» на карьерном портале.
– Недавно на ежегодной конференции «IT-приоритеты-2022» шла речь о важности развития цифровой культуры работников РЖД. Почему это так важно?
– Мы можем разрабатывать и внедрять самые современные информационные технологии, но без культуры их использования, без понимания того, что цифровые инструменты необходимы, чтобы успешно отвечать на вызовы рынка, наконец, без достаточной квалификации бизнес-заказчиков и пользователей мы не сможем достичь главной цели цифровой трансформации РЖД – повышения эффективности деятельности компании.
В РЖД работают почти 700 тыс. сотрудников, а вместе с дочерними обществами – порядка 1 млн человек. В тесном взаимодействии с коллегами из кадрового блока и блока информационных технологий мы определили несколько групп: высшее руководство, руководство стратегического и тактического уровня, работники холдинга, для которых будут продолжены программы по повышению базового уровня цифровой грамотности, в том числе в области информационной безопасности. И наконец, четвёртая группа – это будущие работники компании, школьники и студенты. Для каждой группы используется свой подход. Так, для высшего руководства особый акцент сделан на цифровом лидерстве и развитии цифрового мышления, для руководителей среднего уровня программы сосредоточены на реализации конкретных платформ и комплексных проектов цифровой трансформации, на современных методологиях проектного управления и командной работы. Среди них – курсы об особенностях внедрения таких технологий, как искусственный интеллект, сервисы по работе с клиентами, BIM-проектирование.
– Где и как проходит это обучение?
– Совместно с Корпоративным университетом РЖД, Департаментом управления персоналом и Департаментом информатизации составлены обучающие программы по развитию навыков работы с современными цифровыми технологиями, освоению приёмов управления проектами. Курсы есть как очные, так и дистанционные: в прошлом году в Корпоративном университете прошло 42 очных мероприятия по теме цифровой трансформации с участием более 580 человек. А удалённо цифровые навыки в системе дистанционного обучения «прокачали» более 30 тыс. железнодорожников.
В 2021 году активно проводилась работа по развитию базовой цифровой грамотности сотрудников ОАО «РЖД». Разработана модель базовых цифровых навыков, которая согласована с Консорциумом по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики РФ. В рамках образовательного марафона «Знания.Live» прошёл первый цифровой диктант, который позволил оценить уровень цифровой грамотности участников. В 2022 году мы планируем тиражировать модель на всю компанию и провести тотальный Цифровой диктант РЖД, по итогам которого дадим рекомендации по развитию.
Отдельно отмечу, что в компании создано сообщество лидеров цифровой трансформации, основная задача которых – продвижение цифровой культуры в подразделениях компании и подготовка инициатив по внедрению цифровых технологий в производственные процессы РЖД. В это движение вовлечены более 400 железнодорожников. Работу по всем этим направлениям мы продолжим и в 2022 году.
– По каким направлениям будет идти цифровая трансформация в этом году?
– На текущий год определено шесть приоритетных направлений цифровой трансформации компании, которые охватывают основные аспекты деятельности РЖД. Первое направление – реализация сквозного процесса управления жизненным циклом инвестиционных проектов. Мы стремимся оцифровать управление проектами на всех стадиях – от подготовки обоснования инвестиций, проектирования, строительства до эксплуатации и утилизации. Речь идёт об автоматизированном учёте данных о ходе выполнения работ на объектах строительства, о цифровизации процессов мониторинга и контроля за ходом строительства, соответствующей аналитике.
Работа по второму направлению позволит нам перейти к продвинутому комплексному моделированию с оценкой каждого решения с экономической точки зрения. Дело в том, что сегодня волатильность грузовой базы велика, и когда в правительстве рассматривается структура инвестиционной программы компании, от нас требуют представить несколько хорошо просчитанных экономических сценариев. Разработки по этому направлению позволят готовить экономические сценарии для инвестпроектов ОАО «РЖД» в интерактивном и наглядном виде.
Третье направление связано с внедрением искусственного интеллекта. Сейчас эти технологии актуальны не в качестве замены человеку, а как помощь железнодорожникам. Например, в Челябинске на сортировочной горке уже внедрена система помощи диспетчеру, который собирает и распускает составы. С помощью этой системы без инвестиций в инфраструктуру удалось повысить эффективность работы сортировочной горки на 15%.
Работа по четвёртому направлению позволит повысить эффективность взаимодействия перевозчика с грузовладельцами из сегмента малого и среднего бизнеса.
Пятое направление – развитие сервисов для пассажиров. Это направление важно, потому что пассажиры для ОАО «РЖД» самый массовый клиент, их количество можно сравнить только с количеством клиентов торговых сетей и фастфуда. Ожидается, что в середине этого года будет запущен полноценный «туристический конструктор», который позволит вместе с железнодорожным билетом покупать экскурсии и бронировать номера в гостиницах.
Наконец, шестой приоритет – импортозамещение и переход на использование отечественного программного обеспечения.
– Как оценивается эффективность цифровых изменений?
– Во главу угла поставлена эффективность от внедрения наших проектов. Проекты по цифровизации включаются в программу повышения эффективности производственной деятельности. Отмечу, что все реализуемые проекты работают на снижение операционных расходов либо увеличивают доходы. Причём внедрена понятная система обоснования целесообразности введения предлагаемых цифровых изменений: даже немонетарные драйверы новых проектов приводятся к деньгам.
Беседовал Владимир Константинов