Заметный рост грузовых перевозок во внутреннем сообщении по сети ОАО «РЖД» начался в ноябре-декабре 2021 года, а в текущем году внутрироссийские отправки стали основным драйвером погрузки. Такая тенденция сформировалась на фоне введения экспортных квот на ряд товаров (например, удобрения и необработанная древесина) и сложностей с выгрузкой грузов в портах в зимнее время, она укрепилась сейчас в связи с текущей геополитической ситуацией и санкционным давлением на РФ.
«Вместе с клиентами переключаем грузы на направления с подтверждённой возможностью вывоза, в том числе на внутренний рынок», – отметил на встрече с грузоотправителями в марте генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
Как показывают данные холдинга, в первой половине марта во внутреннем сообщении погрузили почти 30 млн тонн, это на 5,4% больше, чем год назад. При этом на внутренний рынок переориентируются основные номенклатуры – уголь, чёрные металлы, железная руда, удобрения, зерно, продукты питания.
Особенно заметна переориентация грузового потока в сегменте минеральных и химических удобрений. Традиционно существенный их объём приходился на экспорт, где ключевыми потребителями российской продукции выступали Индия, Бразилия и США, а если брать азотные удобрения, то также и страны Евросоюза. В конце прошлого года в России ввели экспортные квоты на удобрения, ограничив их вывоз, а в настоящее время из-за нарушений мировых логистических цепочек Минпромторг рекомендовал приостановить поставки за границу. Соответственно, эти объёмы производители перенаправляют на внутренний рынок. Только за 13 дней марта, по данным ОАО «РЖД», отправки этой продукции в адрес российских потребителей выросли на 34,4% к уровню 2021 года.
«Железная дорога – традиционно главная логистическая артерия между производителями минеральных удобрений и АПК, соответственно, растут и объёмы перевозок продукции. С учётом тенденции к увеличению применения минеральных удобрений в России и прогноза по увеличению потребления с 4,7 млн тонн в 2021 году до 8 млн тонн в 2025 году, объёмы будут расти ежегодно», – отмечал ранее исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений Максим Кузнецов.
Российские аграрии заявляют о готовности освоить дополнительные объёмы удобрений, которые попадут на внутренний рынок. По оценке экспертов, спрос на эту продукцию в России растёт ежегодно на 15–20%, что связано с развитием агросектора. В «Русагротрансе» полагают, что в 2022 году при отсутствии форс-мажоров произойдёт существенный прирост урожая в Приволжском и Центральном федеральных округах, а на Юге объёмы урожая сохранятся на рекордном уровне текущего сельскохозяйственного года (он заканчивается 30 июня 2022 года).
Для зерновых культур, как и для удобрений, железнодорожный транспорт является практически безальтернативным способом доставки, поэтому здесь будут концентрироваться основные объёмы.
«Мы перевозим сейчас урожай 2021 года, и это действительно большие объёмы. По итогам текущего зернового года, который заканчивается 30 июня, ожидаем рекорда железнодорожных перевозок внутри страны. Но не факт, что урожай 2022 года повторит этот успех», – считает координатор региональных отделений «Опоры России» в СФО Сергей Соколов.
Разрушение мировых логистических цепочек под воздействием санкций привело к росту внутрироссийских перевозок сырьевых грузов, включая уголь, на который приходится самая большая доля в общем объёме погрузки.
Как отметили в ОАО «РЖД», за две недели марта отправки каменного угля во внутреннем сообщении увеличились на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
«Экспорт сырья и угля пока будет снижаться, что связано с опасениями зарубежных контрагентов попасть под многочисленные санкции. Это касается не только европейских, но и азиатских грузополучателей. Если в феврале в восточном направлении было экспортировано 6,16 млн тонн угля (как металлургического, так и энергетического), то в первые две недели марта – лишь 1,84 млн тонн, – рассказал генеральный директор ABC-rail Артур Нурмухамедов. – При этом российские угледобывающие компании не рассматривают варианты сокращения производства или пока не сообщают о них. Можно предположить, что значительная часть угля до стабилизации ситуации во внешней торговле будет сохранять в местах добычи, а часть пойдёт на формирование запасов внутренних потребителей – энергетиков и металлургов. Последнее станет возможно в том числе благодаря правительственным мерам по поддержке экономики».
Смене направления перевозок угля и сырья с внешнего на внутренний рынок, как полагает эксперт, будет способствовать приостановка действия правил недискриминационного доступа к инфраструктуре железных дорог (ПНД). Напомним, что по решению правительства ПНД не будут действовать до 1 июля. Определять приоритетность отправок в этот период будет порядок, разработанный ОАО «РЖД». На лимитирующих направлениях приоритет будет отдаваться перевозкам для внутренних нужд страны, особенно социально значимым товарам и грузам для обеспечения непрерывных производств, сообщалось в телеграм-канале холдинга.
Рост спроса со стороны российских потребителей и оживление промышленности также оказывают влияние на грузовые потоки. В Институте проблем естественных монополий подсчитали, что внутренний спрос на чёрные металлы в январе – феврале 2022 года вырос на 16,9%. Вслед за повышением спроса увеличились поставки груза на рынок: за две недели марта отправки чёрных металлов во внутреннем сообщении подросли сразу на 23,2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Схожая картина наблюдается со строительными материалами, в частности цементом. Рост в начале года перевозок этого вида груза связан с реализацией национальных проектов по жилищному строительству. По оценке экспертов, спрос на услуги железнодорожного транспорта во внутрироссийских перевозках будет расти и впредь.
Мария Абдримова