Проект «Городская электричка» реализуется уже в двух десятках российских городов, ещё столько же регионов настроены развивать внутригородское железнодорожное сообщение. Как ОАО «РЖД» формирует транспортный каркас агломераций, рассказывает «Пульт управления».
В России в этом году должна быть утверждена единая комплексная программа, направленная на модернизацию пассажирского транспорта общего пользования в субъектах РФ. Соответствующее поручение президента России было дано по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, которое состоялось в июле 2021 года. Предполагается, что программа будет включать не только проекты по обновлению парка подвижного состава общественного транспорта, но и создание сети новых маршрутов.
«Все решения, направленные на развитие транспорта мегаполисов, улучшат качество городской среды в полтора раза», – сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин во время совещания с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным в конце января.
По его словам, приоритет будет отдан формированию рельсового каркаса агломераций. Этот транспорт способен решить проблему дорожных заторов и повысить мобильность городов.
ОАО «РЖД» совместно с регионами развивает проект «Городская электричка» с 2012 года (см. инфографику). На сегодняшний день внутригородское железнодорожное сообщение организовано в Москве, Красноярске, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Калининграде, Тюмени, Тамбове, Уфе, Ростове-на-Дону, Воронеже, Белгороде, Сочи, Волгограде, Краснодаре, Новосибирске и Астрахани.
Ещё порядка 20 регионов проявляют большую заинтересованность в этом проекте, среди них Санкт-Петербург, Краснодарский и Пермский края, Республика Татарстан.
Основные преимущества городских электропоездов перед другими видами общественного транспорта – быстрота, безопасность и относительно низкая стоимость проезда. Городская электричка отличается большой провозной способностью, её график и регулярность движения, как правило, не зависят от погодных условий.
Движение по кольцу
В Москве развитие внутригородского железнодорожного сообщения началось в 2016 году с запуском Московского центрального кольца (МЦК). МЦК сегодня – это 31 станция, с которой можно пересесть на 12 линий метрополитена, а также на 9 радиальных пригородных железнодорожных направлений.
С начала эксплуатации городскими электричками перевезено более 682,3 млн пассажиров. В 2021 году почти 150 млн пассажиров проехали по кольцу – это на 29,3% больше, чем за аналогичный период 2020 года, и на 0,9% выше допандемийного показателя 2019 года.
МЦК адаптировано для маломобильных пассажиров. Так, на 25 транспортно-пересадочных узлах (ТПУ) установлены лифты и эскалаторы, а на пяти – специальные подъёмники.
Железнодорожники постоянно развивают инфраструктуру кольца, улучшают технологию организации перевозок, расширяют парк электропоездов и пассажирскую инфраструктуру. Например, ряд платформ радиальных направлений был перенесён ближе к станциям МЦК. Парк «Ласточек», обслуживающих МЦК, по сравнению со стартовым количеством поездов на кольце увеличился на 9 поездов – до 51 состава.
Именно по МЦК поедут первые беспилотные «Ласточки». В конце прошлого года прошли демонстрационные поездки беспилотного электропоезда, первого в Европе поезда с сертифицированным машинным зрением. Без пассажиров, но с машинистом на борту он совершил самостоятельную поездку, проехав два круга.
Диаметров будет больше
Ещё один масштабный проект интеграции железнодорожного транспорта в столичную транспортную систему – Московские центральные диаметры (МЦД). В 2019 году было запущено движение МЦД-1 Белорусско-Савёловский (Одинцово – Лобня) и МЦД-2 Курско-Рижский (Нахабино – Подольск). В 2023–2024 годах планируется запустить движение по МЦД-3 Ленинградско-Казанский (Зеленоград – Раменское) и МЦД‑4 Киевско-Горьковский (Апрелевка – Железнодорожная).
За три года работы МЦД силами ОАО «РЖД» были реконструированы и построены уже 24 станции. Они строятся с учётом доступности для маломобильных пассажиров, при укладке путей в городе используются технологии снижения шума.
По словам генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, по итогам 2021 года компании в Москве удалось реализовать огромный объём строительных работ – почти на 100 млрд руб.
«Каждый год открываются новые объекты, и каждый из них – это шаг вперед. На этих объектах применяются уже новые технические решения, которых не было на предыдущих, поскольку пассажиры просят обратить внимание на новые системы», – сказал Олег Белозёров.
В 2022 году планируется завершить строительство трёх новых и реконструкцию семи существующих железнодорожных станций. На МЦД-1 завершат реконструкцию станции Тимирязевская и второй этап работ на Окружной (организация перехода по принципу «сухие ноги» для интеграции с МЦК).
На МЦД-2 появятся станции Печатники и Марьина Роща. А на МЦД-4 построят станцию Минская и реконструируют Толстопальцево, Мещерскую, Переделкино, Лесной Городок и Очаково.
«Для организации движения на МЦД проводится комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры, которое включает не только реконструкцию существующих станций и возведение новых, но и строительство дополнительных главных путей и путепроводов, модернизацию контактной сети. Усиление тягового электроснабжения – важная составляющая обеспечения тактового движения поездов на диаметральных маршрутах. В 2022 году модернизация и поэтапное усиление системы тягового электроснабжения для обеспечения надёжного функционирования железнодорожной инфраструктуры продолжится», – рассказал начальник Московской железной дороги Михаил Глазков.
Важным связующим звеном между городскими электричками и другим общественным транспортом являются ТПУ. Они позволяют разделять пешеходные и транспортные потоки, сокращать время пересадки с одного вида транспорта на другой. До конца 2023 года в Москве будет построено 37 ТПУ.
«Совершенно логично, что чуть в стороне от транспортного узла захотят появиться торговля и сервис, а также, если речь идёт об организации новой надёжной связи транспортом, – новое жильё», – считает директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.
Проект оправдал ожидания
Пионером проекта «Городская электричка» в РФ является Красноярск. Пилотный запуск поезда состоялся в 2008 году, а регулярное движение осуществляется с 2012 года. Сейчас электричка в городе является одним из наиболее комфортных и экономичных видов общественного транспорта растущего города. В 2021 году по железнодорожным маршрутам, входящим в проект «Городская электричка», перевезено 1 млн 735 тыс. пассажиров – это на 27% больше, чем в предыдущем году. Наибольший рост пассажиропотока – на 27% – зафиксирован на станции Красноярск: почти 269 тыс. человек.
Пассажирам доступен ряд сервисов, которые делают поездку комфортной и удобной. Так, в прошлом году появилась возможность безналичной оплаты проезда с использованием банковской карты в вагоне поезда. Расширился функционал мобильного приложения «РЖД Пассажирам» – теперь оно позволяет оформлять льготные билеты студентам и школьникам (50% от стоимости проезда).
«Мы намерены и дальше модернизировать инфраструктуру, адаптировать под потребности современного пассажира наш проект «Городская электричка», – подчеркнул начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин.
В настоящее время городской электричкой обслуживается 21 остановочный пункт в Красноярске и 9 – на направлении до Дивногорска. Три станции – Красноярск, Красноярск-Северный и Енисей – функционируют по принципу ТПУ. В будущем предусмотрено строительство не менее пяти остановочных пунктов в пределах городской черты Красноярска.
Продолжатся работы по созданию ТПУ. Планируется сооружение второго пути на мосту 777 через Енисей, который позволит увеличить пропускную способность и осуществлять движение электропоездов по кольцевому маршруту с короткими интервалами.
Другой сибирский город, Новосибирск, конкурирующий с Красноярском за право называться столицей Сибири, лишь в прошлом году приступил к реализации проекта «Городская электричка». Однако меньше чем за год пассажиропоток на маршруте от остановочной платформы Пригородный Простор до центральной части города вырос в два раза: с 500 до 1 тыс. человек.
«Для нас очень важно создавать комфорт и уют для тех, кто пользуется услугами железных дорог. Если говорить о самой платформе (речь о платформе Пригородный Простор. – Ред.), то мы постарались сделать её максимально удобной и эффективной для пассажиров. Выполнены подходы и пешеходные дорожки с освещением, соблюдены требования по созданию безбарьерной среды, организована перехватывающая парковка на 25 мест», – напоминает начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай.
Заразительный пример
В двух городах – Санкт-Петербурге и Екатеринбурге – местные власти рассматривают возможность запуска маршрутов, которые внешне будут напоминать маршруты МЦК и МЦД. Так, в Северной столице с 2025 года предлагается организация тактового движения с Гатчиной, Ораниенбаумом, Павловском, Колпино, Белоостровом Ленобласти, а также увеличение размеров движения и частоты курсирования поездов в связях с Выборгом и Всеволожском. Предусматривается запуск электропоездов по маршруту Санкт-Петербург-Финляндский – Левашово – Сертолово.
«Перед нами поставлена большая задача по полной интеграции пригородного железнодорожного сообщения в систему городского общественного транспорта», – отметил заместитель губернатора Санкт-Петербурга Максим Соколов.
А к 2030 году в Санкт-Петербурге планируется создать два полукольца. Городские электрички пойдут внутри города и свяжут Ораниенбаум с Белоостровом и Гатчину-Варшавскую с Токсово.
На Урале хотят запустить Екатеринбургское центральное пассажирское кольцо. Распоряжение о создании рабочей группы, которая займётся этим вопросом, было подписано губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым 3 февраля.
В планах создание кольца с диаметральными ветками, которые свяжут Екатеринбург с городами-спутниками агломерации. Прежде всего это Новокольцовский маршрут, который будет охватывать одноимённый микрорайон и объекты Универсиады 2023 года. А также Юго-Западный маршрут, который охватит микрорайоны Солнечный, Академический, Широкая речка и ВИЗ-Правобережный.
«Екатеринбургское центральное пассажирское кольцо важно для развития агломераций. Транспортная доступность и развитие транспортной инфраструктуры – серьёзный драйвер для развития любых городов и агломераций. Строительство кольцевой дороги для наших электричек – это важный проект, над которым мы работаем в тесном контакте с руководством Свердловской железной дороги. Наши пригороды и многие районы, безусловно, свяжут электрички «Ласточка», – прокомментировал Евгений Куйвашев.
Избавить город от пробок
В Краснодаре о проекте «Городская электричка» говорят уже несколько лет. Однако импульс ему был дан в конце прошлого года, когда депутаты городской думы утвердили Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры. Она рассчитана до 2040 года и предусматривает создание инфраструктуры для городской электрички.
«Краснодару очень важно принять участие в реализации проекта – этот вопрос прорабатывался достаточно давно с ОАО «РЖД», есть наработки по использованию железнодорожной инфраструктуры для городских пассажирских перевозок. Тем более что город за последние пять лет превратился в одну большую десятибалльную пробку, ведь по численности населения он увеличился вдвое», – признал глава города Андрей Алексеенко.
Развитие сети городских электричек в Краснодаре будет проходить в несколько этапов, первым из которых станет строительство платформ и организация кольцевого движения по имеющимся линиям. На следующих этапах потребуется строительство 120 км вторых путей, двух больших мостов, транспортно-пересадочных узлов.
Виталий Маслюк