Многие зарубежные университеты реализуют концепцию «зелёного кампуса» – студенты и преподаватели генерируют экологические идеи и создают проекты, направленные на защиту окружающей среды. При этом важно, что «зелёные» ценности, привитые в учебном заведении, влияют на выпускников в течение всей жизни. От экоповестки не отстают и отечественные образовательные организации – с 2016 года межрегиональная экологическая общественная организация «Эка» реализует программу «Зелёные вузы России», участниками которой являются 426 учебных заведений, в том числе Иркутский, Сибирский, Самарский, Уральский государственные университеты путей сообщения и Российский университет транспорта (МИИТ). На базе этих учреждений действуют экологические клубы, ведётся систематическая работа по экопросвещению студентов. Также вузы занимаются развитием «зелёных» технологий, востребованных государством и бизнесом.
«Зелёные» навыки студентов
Цель программы «Зелёные вузы России» – формирование экологического мышления в вузовском сообществе. Проект позволяет образовательным организациям изучить и внедрить у себя лучшие экологические практики, касающиеся ответственного обращения с отходами, ресурсосбережения и энергоэффективности, озеленения территории и экопросвещения. Для студентов проводятся экоквесты и просветительские мероприятия (в период пандемии – в режиме онлайн), преподаватели ежегодно приглашаются в школу наставников «зелёных» вузов.
Активными участниками программы являются отраслевые вузы. Экологическая повестка там всё больше выходит на передний план, например утверждённая в прошлом году Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года предполагает открытие в вузах новых востребованных направлений подготовки в области экологического развития отрасли и снижения воздействия транспорта на окружающую среду. В некоторых учебных заведениях студентов уже обучают транспортной экологии. Например, в Самарском госуниверситете путей сообщения (СамГУПС) экологическая подготовка реализуется с 1980-х годов и помимо традиционного освоения дисциплин экологического профиля включает в себя углублённую подготовку по программе «Эколог в области железнодорожного транспорта».
«Кроме того, инициативные группы студентов предлагают решения экологических проблем на транспорте и совместно с администрацией вуза добиваются реализации своих инициатив», – рассказал доцент кафедры «Биомедицинская безопасность на транспорте» СамГУПСа Юрий Холопов.
Для прокачки «зелёных» навыков студентов вуз активно сотрудничает с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Самарской области – компанией «ЭкоСтройРесурс». На территории университета установлены контейнеры для раздельного сбора вторсырья, на экологические акции приезжает «Экомобиль». «Студенты знакомятся с технологиями переработки отходов в рамках экокиноклуба. Кроме того, экологические волонтёры участвуют в озеленении города, сажают деревья в рамках программы «Восстановление лесов Самарской области» и в других акциях», – отметила заместитель председателя Студенческого научного общества СамГУПСа Снежана Микитюк.
Под руководством преподавателей студенты СамГУПСа регулярно участвуют в просветительских акциях «Географический диктант» и «Экологический диктант», проекте «Открытая лабораторная», в Открытой международной студенческой интернет-олимпиаде по дисциплине «Экология».
В РУТ (МИИТ) обучение студентов направлено в том числе на формирование компетенций в области низкоуглеродного и устойчивого развития видов транспорта и объектов транспортной инфраструктуры. Также планируется открытие специальных программ дополнительного профессионального образования в сфере декарбонизации. «Мы посмотрели, что делается в западных университетах, там уже есть аудитор парниковых газов, ведётся учёт наземных парниковых газов, верификация, управление парниковыми газами, в том числе и на транспорте. И мы в 2022 году планируем открыть соответствующие программы допобразования, – рассказала директор Института международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) Ирина Карапетянц. – В ближайшем будущем могут появиться такие профессии, как карбоновый брокер, менеджер по карбоновым кредитам, управляющий климатическими проектами. Естественно, мы будем менять учебные планы магистратуры и бакалавриата, потому что в настоящее время ни в одном транспортном вузе нет этих программ. Их надо делать, потому что в перспективе соответствующие профессионалы должны прийти в отрасль, и, думаю, они будут на вес золота».
Экоразработки для транспорта
Отраслевые вузы активно участвуют в экологизации транспорта. Так, в фокусе внимания учёных РУТ (МИИТ) создание системы мониторинга выбросов парниковых газов транспортными компаниями. Эта задача включена в Программу развития университета, на её реализацию выделены деньги из федерального бюджета в рамках проекта «Приоритет-2030». Уже разработаны подпрограмма внедрения газомоторной техники на железнодорожном транспорте, система оценки экологичности транспорта и соответствующих объектов инфраструктуры с учётом международного опыта применения «зелёных» стандартов, сформированы предложения по внедрению показателей устойчивого развития в систему стратегического планирования транспортной отрасли.
В Институте международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) действует научно-образовательный Центр углеродного регулирования и устойчивого развития на транспорте. Учёные работают над созданием программно-аппаратных решений, которые автоматически отслеживают данные по выбросам и результатам реализации климатических проектов на транспорте.
В программе «Приоритет-2030» участвует и Петербургский госуниверситет путей сообщения, который намерен реализовать стратегический проект «Создание безопасной и экологичной транспортной инфраструктуры в арктической зоне России». Также ПГУПС участвует в подготовке отраслевых предприятий к проведению специальной оценки рабочих мест по условиям труда, производственного контроля, а также в проведении обучения по охране труда и экологической безопасности. С этой целью действует испытательный центр «Экологическая безопасность и охрана труда».
Юлия Антич