В прошлом году в России был создан Консорциум учебных заведений по подготовке кадров для цифровой экономики. В настоящее время в него входят 520 участников (в том числе пять отраслевых вузов). Они намерены объединить усилия, чтобы унифицировать и стандартизировать основные подходы к обучению, а также сформировать образовательные модули по цифровым компетенциям для преподавателей и студентов.
«Сейчас основная задача – определить текущий уровень цифровых компетенций сотрудников учебных заведений и оценить уровень знаний самих студентов. По результатам аудита будут подобраны оптимальные инструменты для обучения педагогов, а затем и студентов цифровым компетенциям, востребованным на российском рынке», – отметил ранее заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко.
В ряде учебных заведений обучение студентов по обновлённым программам началось 1 сентября 2021 года. Так, например, в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I с этой целью создана научно-образовательная площадка цифровой экосистемы железнодорожного транспорта – Digital University PGUPS. Архитектура цифрового университета предполагает возможность обучения студентов и преподавателей железнодорожных вузов, специалистов ОАО «РЖД» компетенциям цифровой экономики по таким направлениям, как «Большие данные», «Нейротехнологии и искусственный интеллект», «Системы распределённого реестра (блокчейн)», «Квантовые технологии», «Новые производственные технологии», «Промышленный Интернет», «Компоненты робототехники и сенсорики», «Технологии беспроводной связи», «Технологии виртуальной и дополненной реальности».
В Уральском государственном университете путей сообщения открылись сразу девять новых специализаций и профилей, среди них «Интеллектуальные BIM-технологии», «Информационные технологии на транспорте», «Современные компьютерные технологии в строительстве», «Системы искусственного интеллекта», «Цифровой транспорт и логистика». В вузе создана современная научная лаборатория BIM‑технологий для внедрения их в образовательный процесс – там студенты получают новые компетенции в области всестороннего моделирования и проектирования объектов железнодорожной инфраструктуры, развития цифровых инноваций для железнодорожного транспорта.
Подготовкой IT-специалистов В Российском университете транспорта (МИИТ) активно занимаются кафедры «Цифровые технологии управления транспортными процессами» и «Вычислительные системы, сети и информационная безопасность» Института управления и цифровых технологий. Обучение ведётся по следующим направлениям: «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Информационная безопасность» «Прикладная математика и информатика». Также студенты обучаются по программам подготовки, которые находятся на стыке IT и транспортных технологий (например, «Технология транспортных процессов», профиль «Цифровой транспорт и логистика»; «Эксплуатация железных дорог», специализация «Цифровые технологии управления транспортными процессами»; «Технология транспортных процессов», профиль «Цифровые транспортно-логистические системы»).
«Коллектив кафедр держит руку на пульсе развития IT-сферы как в России, так и в мире. В связи с этим текущие программы подготовки постоянно актуализируются и изменяются. Но и про новые направления подготовки кафедра не забывает. В ближайшие несколько лет планируется открытие программ бакалавриата по подготовке специалистов в области квантовых вычислений и магистратуры под названием «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика в транспортных системах». Некоторые программы бакалавриата и магистратуры получат новые названия и обновят содержимое образовательных программ в соответствии с современными требованиями и компетенциями», – рассказал директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) Сергей Вакуленко.
Вклад бизнеса в обучение «цифре»
Всё чаще работодатели обращают внимание на уровень цифровой квалификации выпускников вузов. При этом некоторые компании активно помогают студентам развивать цифровые компетенции. Так, например, VK в этом году открыла набор в Digital Camp – это бесплатные курсы по цифровым профессиям для старшекурсников, магистрантов, аспирантов и недавних выпускников. Претенденты могут выбрать интересное для себя направление – «IT-рекрутмент», «Маркетинг, коммуникации и креатив в IT», а также «Digital-маркетинг». Подать заявку на обучение можно до конца февраля на сайте «VK Образование».
На Карьерном портале ОАО «РЖД» в прошлом году студенты могли подать заявку на прохождение практики по направлениям «Цифровизация производственной работы» и «Исследование цифровых технологий». Кроме того, компания предоставляет дополнительные образовательные услуги студентам-целевикам по ряду программ повышения квалификации (например, действует программа «Цифровые технологии на железнодорожном транспорте»).
Отдельное направление – работа авторских классов. Так, последние три года в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС) реализуется три авторских класса по направлению цифровизации. «Яркий пример – авторский класс для студентов-целевиков Свердловской железной дороги «Информатизация процессов и перспективные направления развития цифровой модели на железнодорожном транспорте». Независимо от профиля специальности или направления подготовки современный выпускник университета должен понимать возможности и риски, связанные с применением новых цифровых технологий, владеть методами проектного управления, инструментарием работы с большими данными и инструментами визуализации, понимать основы кибербезопасности и обладать навыками работы с базами данных», – рассказал проректор по цифровой трансформации и связи с производством ОмГУПСа Олег Балагин.
Юлия Антич