В 2019 году на сети железных дорог образованы центры повышения эффективности труда персонала (НЦК). Основная задача обозначена в наименовании подразделения: центры должны повышать эффективность трудовых ресурсов в технологических и бизнес-процессах подразделений ОАО «РЖД», а также в дочерних и зависимых обществах. Основной инструмент достижения поставленной цели заключается во внедрении прогрессивных форм организации труда.
Сегодня уверенно можно сказать, что за прошедшие три года НЦК удалось выполнить программу-минимум, которая была заложена в инициативе их создания. Центры на системной основе обеспечили пилотное внедрение нетиповых моделей организации труда и передовых практик оптимизации производственных процессов. Ежегодно расширяя полигон своих исследований и, как следствие, номенклатуру проектируемых решений, НЦК удалось вовлечь в проектную деятельность все подразделения ОАО «РЖД» на сети железных дорог.
НЦК реализовали пул проектов, где применены интеллектуальные инструменты организации труда. В проектных решениях заложен принцип автоматического формирования аналитических материалов, на основании которых принимаются управленческие решения. Ценность подобных проектов заключается в том, что в одной информационной системе сконцентрирована аналитика статистических данных из нескольких информационных систем с различным уровнем детализации и причинно-следственных связей.
Другие проекты направлены на внедрение организационно-технологических решений, которые позволяют исключить дублирование функций и операций и снизить трудозатраты до оптимального значения, которое необходимо для выполнения работ с требуемым качеством и при строгом соблюдении стандартов безопасности.
Особое внимание уделяется тиражированию прогрессивных методов и форм организации труда, а также внедрению эталонных норм труда. Апробация данных решений производится на пилотных подразделениях. После подведения итогов и в случае положительного заключения проводится работа по тиражированию лучших практик на полигон и сеть железных дорог.
На данный момент перед НЦК уже не стоит задача экстенсивного увеличения базы готовых проектных решений. Текущая задача заключается в снятии барьеров в межфункциональном взаимодействии, проектировании и внедрении технологий, обеспечивающих экспоненциальный рост операционной эффективности, расширении периметра деятельности НЦК за счёт совместных проектов с дочерними обществами, подрядчиками и клиентами ОАО «РЖД».
Конечно же, для решения подобных амбициозных задач должны быть выработаны и реализованы новые решения, которые позволят оптимизировать сквозные производственные процессы, исключить ручной труд за счёт цифровизации и обеспечить коллаборацию с федеральными органами власти в рамках национального проекта «Производительность труда».
Можно выделить три основных направления:
1. Создание «точек кипения». Сюда мы закладываем философию нетворкинга и планируем создать ряд площадок, где будут работать кросс-функциональные проектные группы по единым стандартам и методике. Создание «точек кипения» потребует реализации целого комплекса мероприятий, связанных с подготовкой внутренних тренеров, помещений, специального оборудования. Уникальность данного инструмента заключается в передаче практических навыков поиска и реализации нестандартных решений в целях оптимизации и исключения непроизводительных потерь технологических процессов. Безусловно, тесная проектная деятельность позволит создать и укрепить коммуникационные связи работников регионального и линейного уровня.
2. Аудит технологических процессов. Стоит отметить, что сегодня в компании накоплен большой опыт как самостоятельного проведения аудитов различного рода, так и с привлечением сторонних консалтинговых компаний. Однако разработка внутренней методики аудита производственных процессов с точки зрения оценки уровня организации труда сегодня особенно актуальна в связи с задачей ежегодного роста производительности труда, поставленной Правительством Российской Федерации.
3. Создание новых площадок для обсуждения и выработки совместных решений. Зачастую реализация проектных решений, позволяющих повысить эффективность единых технологических процессов, происходит медленнее, чем этого требуют современные условия. Снижение скорости принятия необходимых управленческих решений происходит из-за множества факторов. Снизить влияние данных факторов позволит открытое обсуждение проектных решений на региональном и центральном уровнях. Данные площадки могут быть формализованы, например, в виде технико-технологических советов по повышению эффективности трудовых ресурсов под председательством руководителей железных дорог и центрального аппарата ОАО «РЖД».
Резюмируя, необходимо отметить, что основной акцент в проводимой работе по повышению эффективности труда персонала делается на вовлечении работников всех уровней (в том числе линейного уровня) в решение производственных задач. Только с учётом общего мнения можно выработать и внедрить самые эффективные решения.