Пандемия COVID-19 привела в 2020 году к сокращению объёма перевозок на полигоне «Российских железных дорог» и к сокращению производительности труда. В 2021 году компания смогла наверстать упущенное – рост производственных показателей, прежде всего грузооборота на сети, а также внедрение цифровых технологий, новой техники и оптимизация производственных процессов позволили завершить год с ростом производительности труда на 8%.
Вернулись к плановым показателям
Производительность труда, напомним, измеряется количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени (так, например, производительность труда по каждой дороге и железнодорожной сети в целом определяется числом приведённых тонно-километров, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента по перевозочным видам деятельности в год).
Наиболее заметный рост производительности труда в прошлом году достигнут на Северо-Кавказской, Куйбышевской, Калининградской, Московской и Южно-Уральской железных дорогах, отличные результаты показали Дирекция скоростного сообщения, Дирекция железнодорожных вокзалов, Центр фирменного транспортного обслуживания и Центральная дирекция по ремонту пути.
В ЦЗТ уточнили, что этого удалось достичь во многом благодаря слаженной работе структурных подразделений и вовлечённости руководителей и персонала в работу по повышению эффективности деятельности подразделений и филиалов компании. «Рост производительности труда в ОАО «РЖД» связан не только с прошлогодним увеличением погрузки. В немалой степени этот рост связан с внедрением в систему управления трудовыми ресурсами и нормирования труда современных информационных технологий», – пояснил первый заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда Андрей Тихомиров.
Напомним, в прошлом году в компании успешно внедрялись малолюдные и безлюдные технологии. Так, более 30% машинистов перешли на работу в одно лицо. На станции Усть-Луга внедрены технологии дистанционного управления маневровыми локомотивами и комплекс автоматизированных систем управления многопарковой системой из одного диспетчерского центра. На Московском центральном кольце работают технологии цифровой железной дороги, которые автоматизировали взаимодействие между диспетчерами и машинистами. На Южно-Уральской железной дороге успешно внедрена технология сортировки вагонов с использованием искусственного интеллекта, что позволило сделать работу сортировочных горок на 15% эффективнее.
Компетенции государственной важности
Напомним, в 2019 году на сети железных дорог образованы центры повышения эффективности труда персонала (НЦК). Основная их задача – повышать эффективность трудовых ресурсов в технологических и бизнес-процессах подразделений ОАО «РЖД».
Центры уже обеспечили пилотное внедрение нетиповых моделей организации труда и передовых практик оптимизации производственных процессов. В 2021 году НЦК внедрили 279 проектов, которые позволили достичь экономии фонда оплаты труда (ФОТ) в сумме 1697 млн руб. Всего же с 2018 года центры реализовали 614 проектов с экономией в ФОТ 2,998 млрд руб. Эти проекты позволили внедрить организационно-технологические решения по исключению дублирования функций и операций, а также снижению трудозатрат без ущерба для качества и безопасности.
В июне 2021 года по инициативе генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова компания подписала соглашение о партнёрстве с оператором нацпроекта «Производительность труда» – АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» (ФЦК). Основными направлениями этого сотрудничества стали развитие отраслевого центра компетенций ОАО «РЖД», обмен лучшими практиками повышения производительности труда, стимулирование интереса к повышению производительности труда со стороны предприятий и адресная поддержка со стороны ФЦК. Главный метод этой помощи – разработка конкретных мероприятий по снижению издержек и повышению эффективности деятельности предприятий компании.
Для развития связей с ФЦК и внедрения лучших практик по повышению производительности труда в прошлом году в структуре Департамента по организации, оплате и мотивации труда было создано управление организации проектной деятельности в сфере производительности труда. «Основной задачей этого управления является формирование единой экосистемы непрерывных улучшений не только внутри холдинга, но и с вовлечением контрагентов, партнёров и других участников транспортной отрасли», – уточнили в ЦЗТ.
Точки роста
Первый совместный проект ОАО «РЖД» и ФЦК начал реализовываться на площадке Уссурийского локомотиворемонтного завода (УЛРЗ) – филиала АО «Желдорреммаш» (входит в Группу компаний «Локомотивные технологии»). В ЦЗТ отметили, что выбор этого предприятия не случаен – УЛРЗ является флагманским заводом Дальнего Востока, на котором ремонтируется 40% всего тепловозного парка страны, а увеличение пропускных мощностей Дальневосточной железной дороги стало стратегической целью не только для холдинга, но и для всей экономики России.
Цель этого пилотного проекта – расшивка узких мест и повышение производительности линии по ремонту тепловозов на 30% на первом этапе и выход на проектную мощность – не менее 30 секций локомотивов в месяц. Сейчас этот показатель составляет 18 секций.
Это не единственный проект, который будет реализован управлением организации проектной деятельности в сфере производительности труда. В текущем году планируется запуск ещё двух совместных проектов с ФЦК в дочерних обществах ОАО «РЖД». «Повышение производительности труда и эффективности в железнодорожной отрасли важно не только потому, что отрасль является технологически сложной, энергоёмкой и охватывает множество поставщиков, смежников, клиентов и партнёров. В ОАО «РЖД» входит множество градообразующих предприятий, от развития которых в конечном счёте зависит благополучие их жителей», – пояснил начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда Владимир Никитин.
Владимир Константинов