В 2021 году ОАО «РЖД» направило на обновление тягового подвижного состава свыше 92,2 млрд руб. На сеть железных дорог поступило 535 новых локомотивов – 277 электровозов и 258 тепловозов.
Восточный полигон в приоритете
В ОАО «РЖД» уточнили, что 50,6% новой техники используется для организации тяжеловесного движения на Транссибе и БАМе. На Восточный полигон в 2021 году поставлено 185 локомотивов – 139 электровозов 3ЭС5К «Ермак» и 46 тепловозов 3ТЭ25К2М. Этот тяговый подвижной состав используется для вождения маршрутов на направлении Кузбасс – порты Дальнего Востока. Наибольшее количество новых машин поступило в локомотивные депо Хабаровск, Чита, Новый Ургал, Абакан, Иланская и Комсомольск. «Инвестиционная программа 2021 года, как и годом ранее, в значительной мере была ориентирована на Восточный полигон, где мы пополняем парк магистральных электровозов 3ЭС5К «Ермак» и тепловозов 3ТЭ25К2М, созданных для вождения грузовых поездов массой свыше 7 тыс. тонн в сложных климатических и рельефных условиях БАМа и Транссиба», – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский.
Как пояснили в Дирекции тяги, основное требование к современным грузовым локомотивам для Восточного полигона – возможность вождения поездов массой 7100 тонн. Согласно тяговым расчётам, для вождения поездов такой массы на БАМе необходим тепловоз с касательной силой тяги не менее 900 кН, на Транссибе – электровоз с касательной силой тяги не менее 700 кН. Локомотивами, которые удовлетворяют этим требованиям, стали грузовой тепловоз с коллекторным тяговым приводом 3ТЭ25К2М и электровоз 3ЭС5К «Ермак» с поосным регулированием силы тяги. На этом локомотиве увеличена осевая нагрузка на ось с 24,5 тс до 25,0 тс, что позволяет повысить тяговые свойства электровоза за счёт увеличения коэффициента сцепления колеса с рельсом. А применение поосного регулирования силы тяги на «Ермаках» даёт возможность оптимально распределить тяговые нагрузки между тяговыми осями.
Использование мощных современных тепловозов 3ТЭ25К2М позволяет водить грузовые составы через сложные горные районы без переформирования (уменьшения веса), значительно сокращая издержки в маневровой работе.
Основным преимуществом 3ЭС5К является возможность работы на сложной рельефной местности и повышение весовой нормы грузового поезда, что увеличивает производительность электровоза. Помимо этого, на «Ермаках» значительно повышен комфорт в кабинах для локомотивных бригад: увеличен полезный объём кабин, улучшена эргономика расположения оборудования и управления. Лобовое остекление кабины новых локомотивов оборудовано электрообогревом и системой обдува – это позволит улучшить обзор в сложных погодных условиях. Внутренняя отделка кабины выполнена из современных композитных материалов, обеспечивающих хорошую теплоизоляцию и шумопоглощение. Также для улучшения условий работы локомотивной бригады локомотива 3ЭС5К «Ермак» в кабинах установлены холодильник, электроплитка, кондиционер для подогрева и охлаждения воздуха. Электровозы «Ермак» оборудованы автоматической системой пожаротушения.
Проверено БАМом
В Дирекции тяги уточнили, что внедрение новой техники было оправданным с точки зрения увеличения провозных мощностей Восточного полигона: сейчас тепловозы 3ТЭ25К2М используются для работы с грузовыми поездами массой 7100 тонн на участках Верхнезейск – Ванино, Волочаевка – Комсомольск – Ванино, это на 1,5 тыс. тонн больше максимального веса поездов, курсирующих на участке. В прошлом году успешно прошли испытания тепловозов этой серии на участке Коротчаево – Сургут – Войновка по вождению грузовых поездов массой 8000 тонн, что на 1,7 тыс. тонн больше максимального веса поездов для этого участка.
Использование электровозов «Ермак» позволило в прошлом году нарастить движение грузовых поездов массой 7100 тонн на участке Мариинск – порты Дальнего Востока в среднем на 9 ниток графика в сутки. А в ходе испытаний на участке Междуреченск – Тайшет – Таксимо была подтверждена возможность вождения электровозами 3ЭС5К грузовых поездов массой 7100 тонн.
Приоритеты останутся неизменными
В Дирекции тяги уточнили, что парк обновляется не только на Транссибе и БАМе. Для организации тяжеловесного движения на Северо-Западном полигоне в 2021 году закуплено 46 локомотивов 2ЭС6 в трёхсекционном исполнении (с новой бустерной секцией) для развития движения грузовых поездов массой 7100 тонн на участке Инская – Мариинск. Для вождения составов массой 7100 тонн на направлении Кузбасс – Юго-Запад в 2021 году парк компании пополнился 51 грузовым электровозом серии 2ЭС6. Ещё 304 локомотива поступило на сеть РЖД для замены парка с истекшим сроком службы. Кроме того, в прошлом году компания закупила 2 тягово-энергетических вагона-лаборатории. С их помощью, в частности, производится проверка режимов вождения пассажирских и грузовых поездов, качество энергообеспечения локомотивного парка, оценивается состояние и эффективность тормозного оборудования.
Обновление парка продолжится и в этом году.
Владимир Константинов